Социальная структура это. Понятие общества

» Социальная структура это

Социальная структура это


Вернуться назад на

Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из взаимосвязанных и относительно самостоятельных частей. Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и класс, подобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе . Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общество или группы в пределах общества), которое имеют определённое постоянство во времени взаимосвязаны и определяют, или обуславливают в значительной степени функционирования этой целостности как таковой и деятельности её членов.

Из этого определения можно вывести несколько идей, содержащихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и постоянством. Далее, социальная жизнь не аморфна, а дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функционально взаимосвязанными.

Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.

Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения - регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данного социального целого. Социальная структура охватывает размещение всех отношений зависимостей взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.

С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.

Первоначально идея стартового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения, в рамках отдельно взятого класса.

1. Понятие социальной структуры и её составные элементы.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.

1. Социальный состав общества - это сов окупность взаимодей­ ствующих социальных общностей, соци альных групп и индивидов, обра­ зующих конкретное общество. Каж дая социальная общность занима­ ет определенное место, определен ную позицию в социальной струк­ туре. Одни социальные общности за нимают более выгодные позиции, другие - менее выгодны е. Кроме того, в самой социаль­ ной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды)
также занимают разные социальн
ые позиции и имеют разные соци­ альные статусы (рис. 1).

2. Институциональная структ ура общества - это совокупность взаимодействующих социальных ин ститутов, обеспечивающих устой­ чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономиче­ские - в экономической (рис. 2).

3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

Социальная общность

Социальная общность - это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид - гражданин своей страны - одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп - семьи, рабочей брига­ды, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым со­циальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.

Социальная общность не является суммой отдельных индиви­дов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъ­ектом социального взаимодействия.

Социальные общности отличаются большим разнообразием ви­дов и форм, например, по следующим признакам:

  • по количественному составу - от двух-трех человек до десят­ков и даже сотен миллионов;
  • по продолжительности существования - от нескольких ми­нут до многих тысячелетий;
  • по базовым системообразующим признакам - профессиональные, территориальные, этнические, демографические,
    социокультурные, конфессиональные и др.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа - это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определеннойсоциальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

2. Социальная стратификация.

Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впослед­ствии деление социальных групп и индивидов на категории получи­ло название социально-классовой структуры общества.

Социально-классовая структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие до­полнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприни­матели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, уче­ный-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии при­надлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основ­ных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей мо­жет быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалифика­ции - к низшему.

Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает раз­личные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто при­обрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий вы­сокий политический статус, может получать относительно неболь­шие доходы, а богатый предприниматель - не иметь должного об­разования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Кроме указанного метода, существуют и другие, например ме­тод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объектив­ным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.

3. Социальная мобильность и маргинальность.

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые про­фессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное по­ложение и т. д.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение социаль­ного положения. В современной социологии теория социальной мо­бильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Напри­мер, индивид занимает более высокую должность, значитель­но улучшает свое материальное положение, побеждает на вы­борах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;
  • горизонтальная мобильность - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
  • индивидуальная мобильность - отдельный индивид перемеща­ется асоциальном пространстве в том или ином направлении;
  • групповая мобильность - целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальное положение в со­циальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.

Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политиче­ских потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России и Украине привели к свержению ста­рого правящего класса и формированию новой правящей элиты, но­вых социальных слоев. В настоящее время в Украине также происхо­дят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социо­культурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адапта­ция к новым условиям нередко сопряжена с радикальной пере­стройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая соци­альная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою со­циокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между дву­мя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предпри­ниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чу­жой - «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мел­ким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособлен­ных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргиналыюсть (франц та rgi па1 - крайний) - понятие соци­ально-психологическое. Это не только определенное промежуточ­ное положение индивида в социальной структуре, но и его собст­венное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргина­лом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргиналыюсть люди, вынужденные сменить вид деятельно­сти, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргиналыюсть как составную часть есте­ственной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не име­ет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая марги­нальность, принимающая затяжной долговременный характер, сви­детельствует о кризисном состоянии общества.

4. Социальные институты.

Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической сфере т т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.).

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам. Основными социальными институтами в обществе являются:

институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические институты (государство, партии и др.) - потребности в безопасности, порядке и управлении;

экономические институты (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;

институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

институты культуры - потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

институты религии - потребности в решении духовных проблем.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

5. Социальные организации.

Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно. Социальная организация является определенным способом совместной деятельности людей, за которой она приобретает формы упорядоченной, урегулированной, скоординированной, направленной на достижение конкретных целей взаимодействия. Организация как процесс налаживания и согласование поведения индивидов присуща всем общественным образованиям: объединениям людей, организациям, учреждениям и т.д.

Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур.

Формальные организации. Они строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). Основой формальной организации является разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем более развита специализация, тем багатостороннее и сложнее будут административные функции, тем более многогранна структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация - рациональная, для нее характерны служебные связи между индивидами; она принципиально безличная, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются стандартизованные отношения, основанные на формально-деловом общении. При определенных условиях эти особенности формальной организации превращают ее в бюрократическую систему.

Неформальные организации . Основаны они на товарищеских отношениях и личном выборе связей участников и характеризуются социальной самостоятельностю. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения соответственно своим потребностям.

Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что предопределяет их вездесущность и разнообразие. Наиболее значимые среди них:

Организации по производству товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные предприятия и
фирмы, финансовые учреждения, банки);

Организации в области образования (дошкольные, школьные,
высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования);

Организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и
спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы);

Научно-исследовательские организации;

Органы законодательной, исполнительной власти.

Их называют еще деловыми организациями, которые выполняют общественно полезные функции: кооперация, сотрудничество, подчинение (соподчинение), управление, социальный контроль.

В целом каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, работать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

Общество состоит из большого количества различных элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии - начиная от индивида, социальных институтов и заканчивая большими общностями. Всё это включается в структуры. Другими словами говоря, это то, из каких частей, элементов состоит общество и в каких соотношениях и взаимодействиях они находятся. В социологии впервые понятие структуры общества применил Г. Спенсер, который понимал под этим термином устойчивые взаимосвязи между социальным организмом и его отдельными частями. Он, вообще, уподоблял общество организму. По социальная структура - это порядок, расположение связанных между собой функционально элементов и зависимостей между ними, образующих внутреннюю систему объекта.

Существует несколько определений этого термина. Вот, например, одно из них: социальная структура - определённый способ взаимосвязи и взаимодействия элементов, то есть индивидов, которые занимают общественные позиции (статусы) и выполняют специфические функции (роли). Можно увидеть, что главное в данном определении - элементы, их связи и взаимодействия. Или, например, такое определение, учитывающее страты или слои структура представляет собой совокупность общественных позиций, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.

Свойства общественной структуры можно рассмотреть в зависимости от следующих переменных:

1. Взаимозависимость.

2. Константность.

3. Фундаментальность измерения.

4. Определяющее воздействие после эмпирически наблюдаемого явления.

Социальная структура общества как системы — это способ взаимосвязи подсистем, которые в нём взаимодействуют и обеспечивают его целостность. Какие же подсистемы включены в общественную систему? Социальная структура включает в себя индивидов,группы людей (общности), объединённые по какому-либо признаку, их связи, взаимоотношения и взаимодействия, различные организации и институты, группы, общности, нормы, ценности и другое. Каждый из этих элементов, частей структуры может находиться в определённой взаимосвязи с другими, занимать некоторую позицию и играть специфическую роль в обществе.

Наиболее подробный анализ социальной структуры был дан К. Марксом, который показал, что политическая, культурная и религиозная стороны жизни зависят от способа производства. Он считал, что экономический базис определяет и идеологическую, культурную надстройку в обществе. Последователи и ученики К. Маркса предложили несколько иные отношения, считая культурные, политические и идеологические организации относительно автономными и зависимыми от экономической составляющей только в конечном итоге.

Но взгляд К. Маркса и его последователей на в структуре общества не был единственным. Так, Э. Дюркгейм писал, в частности, о том, что играют весьма значимую роль в интеграции общества, объединяя различные части его в единое целое. Он выделял две формы структурных отношений: механистические и органические солидарности. М. Вебер изучил и провёл анализ организационных механизмов в обществе: рынка, бюрократии и политики.

Т. Парсонс считал, что общество есть особый тип которая обладает высоким уровнем специализации и самодостаточности. Функциональное единство общества как системы определяется социальными подсистемами, к которым он относил экономику (адаптация), политику (целедостижение), культуру (поддержание образца). Интегративная же детерминируется системой «социетальной общности», содержащей в себе главным образом нормативные структуры.

Понятие общества. Социальная структура общества

Общество - это исторический продукт естественно склады­вающихся взаимоотношений людей, а государство - специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом Понятие «страна» описывает одновременно естественно сло­жившуюся общность людей и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Страна - населенная территория, имеющая определенные гра­ницы и обладающая суверенитетом.

Государство - политическая организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия, республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического режима (авторитарный, демократический).

Общество - социальная организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как социальная орга­низация характеризует не только страны, но также нации, на­родности, племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства, появились гра­ницы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считаю­щие себя обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько ве­ков назад.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле словаобщество – этосовокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле словаобщество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество какнадиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социологЭ. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Социальная структура общества является элементом социальной системы.

Социальная структура - это совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью различных социальных общностей.

Социальная общность - это совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и т. д.

Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа - относительно стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов, норм, ценностей.

Зависимости от численности группы делятся на:

Большие - включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют (коллектив предприятия);

Малые - относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило, в малой группе есть лидер.

В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:

Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);

Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Социальную структуру также определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно устойчивыми взаимоотношениями.

Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Английский социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат, наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким распределением пользуются и современные социологи.

Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).

Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).

Социально-территориальная структура - обязательный компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).

Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).

Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)

Типы общества

Типология - выделение определенных типов обществ по определенным сходными признаками или критериями. В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Письменность, например, можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.

По способу добывания средств существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное общество) индустриальное общество.

По способу производства и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают один тип общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

Первобытнообщинный строй характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение труда здесь происходит половозрастной признаку;

При рабовладельческом строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения) отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие - не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, "орудиями, умеющие разговаривать ";

по феодального строя крестьяне уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда - земля, - является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать барщину за право использовать землю;

при капиталистическом строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими. Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою рабочую силу;

и в конце концов, при коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие должны были стать собственниками средств производства, а следовательно - работать на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Согласно теории Уолта Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия - традиционное или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство, примитивное ручное производство, а главное - "в ньютоновский" уровень мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия - переходное общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества. Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является "национализм", т.е. стремление народа создать политическую и экономическую систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний. Этот период охватывает примерно XVIII - нач. XIX в.

Третья стадия - стадия "сдвиг". Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX - нач. XX в.

Четвертая стадия - стадия "зрелости". На этой стадии значительно возрастает национальный доход, бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли этой стадии раньше. Такие же, как Япония, - позже (Уолт Ростоу считал, что Япония достигла этой стадии в 1940 г.).

Пятая стадия - "эра массового потребления". На этой стадии в центре общественного внимания оказываются уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На базе технического прогресса возникает общество "всеобщего благоденствия". Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии - Западная Европа и Япония.

Общественный прогресс: критерии и тенденции

Термином "прогресс" обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным, другой может считать регрессивным).

Прогресс бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный (достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное развитие от высших форм к низшим) - бывает только локальный, охватывающий отдельные общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.

Социальный прогресс основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства.

Основными условиями социального прогресса считаются:

а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;

е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени, в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;

f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.

Теории Исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества.

Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции свою собственную противоположность, т. е. совершенное.

К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.

В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции.

Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.

Помимо связи с историей, восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.

Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).

В Новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).

Циклически - волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее не предрешен.

В историческом прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций.

Базовые компоненты общественной жизни

Важнейшие компоненты общественной жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер), социальные закономерности (Г.Зиммель).

Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).

С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:

Экономическую;

Политическую;

Духовную;

Социальную.

Экономическая сфера включает в себя все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление, полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом, относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции, а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности, взиманием налогов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:

Производство;

Распределение;

Обмен;

Потребление.

Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры, инвалиды все нетрудоспособное население.

Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:

Сохранение стабильного политического режима;

Сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;

Развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;

Обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;

Готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни это культура, наука, воспитание и образование, религия.

Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям их практическая применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни, служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.

Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.

Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.

    Понятие социальной структуры и стратификации.

    Теории социальной структуры и социальной стратификации, их основные различия.

    Исторические системы социальной стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, виды, типы.

    Социальная структура современного белорусского общества

  1. Понятие социальной структуры и стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой.

Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности .

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Основными элементами социальной структуры являются:

    Социальные общности (большие и малые группы).

    Профессиональные группы.

    Социально-демографические группы (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

    Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

    Социально-этнические группы (расы, нации, народности, племена),

    Социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые. При этом в обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы . В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности, способностью входить в более широкие социальные звания в качестве структурных единиц.

Социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Существуют следующие виды социальных групп:

агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (очередь в магазине, попутчики в поезде). Случается так, что агрегация целиком может стать группой.

Большая группа – это совокупность людей, объединенных общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования, все члены которого не могут вступить в непосредственное общение в силу их многочисленности. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и продолжительность функционирования, интенсивность межличностных взаимодействий; высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

По характеру взаимодействия социальные группы подразделяют на первичные и вторичные . Под первичной социальной группой понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Чарльзом Кули(1864-1929) применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом. В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, учебные коллективы, политические партии и др.

Кроме того, группы подразделяют на условные (номинальные) и реальные. Условные, или номинальные – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, номинальной группой будет совокупность матерей одиночек, или совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку. Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Иначе эту группу можно назвать эталонной. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать социальную группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.