Основные критерии социального расслоения. Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации.

В марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат: отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит: от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

34.​ Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Т. е. мобильность – это переход из одного социального положения в другое в социальном пространстве.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Виды социальной мобильности можно выделить и по другим критериям:

1. по дальности;

2. по количественному показателю;

3. по степени организованности:

Изучение социальной мобильности производится с помощью двух систем показателей. В первой в качестве единицы счета выступает индивид. Основными показателями выступают объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный) и степень мобильности. Объем мобильности показывает число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Степень мобильности определяется двумя факторами: диапазоном мобильности (количество статусов в данном обществе) и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Так максимум мобильности всегда наблюдается в обществе в период каких-либо социальных и экономических преобразований. Степень мобильности зависит также от исторического типа стратификации.

Во второй единицей отсчета служит статус. В данном случае объем мобильности (количество людей изменивших свой статус) описывает её направление. Мерой мобильности выступает шаг мобильности (дистанция), который показывает количество ступенек, на которые переместился индивид в вертикальном направлении. Может быть межпоколенным и внутрипоколенным, межклассовым и внутриклассовым.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса.

35. Маргинальность как социальное явление

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности.

Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга.

Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества).

Называют следующие типы маргинальности:
- культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);
- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);
- структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре.

Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий.

Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни.

Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы.

Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

36. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

37. Понятие социального института. Причины их возникновения и функционирования в обществе. Классификация социальных институтов.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

· ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

· организованная система формальных и неформальных структур;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

· устойчивый комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов:

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

38. Социальные институты в экономической сфере.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

· взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

· наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

· определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

· регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики как социального института являются:

· согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

· удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

· укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Для начала посмотрите видеоурок по социальной стратификации:

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация — это процесс расположения индивидов и социальных групп по горизонтальным слоям (стратам). Процесс этот связан в первую очередь как с экономическими причинами, так и общечеловеческими. Экономическими причинами социальной стратификации является то, что ресурсы ограничены. А из-за этого ими надо рационально распоряжаться. Именно поэтому выделяется господствующий класс — он владеет ресурсами, и эксплуатируемый класс — он подчиняется господствующему классу.

Среди общечеловеческих причин социальной стратификации выделяются:

Психологические причины. Люди не равны по своим задаткам и способностям. Одни могут сконцентрироваться на чем-либо долгие часы: на чтении, просмотре фильмов, создании чего-то нового. Другим ничего не надо и не интересно. Одни могут идти к цели через все преграды, а неудачи только подстегивают их. Другие сдаются при первой же возможности — им проще стонать и ныть, что все плохо.

Биологические причины. Люди не равны также от рождения: одни рождаются с двумя руками и ногами, другие - с рождения инвалидами. Понятно, что чего-то достичь крайне трудно, если ты инвалид, тем более в России.

Объективные причины социальной стратификации. К ним относится например место рождения. Если ты родился в более-менее нормальной стране, где тебя научат грамотне бесплатно и есть хоть какие-то социальные гарантии — это хорошо. У тебя есть неплохие шансы добиться успеха. Так, если ты родился в России даже в самой глухой деревне и ты — пацан, по крайней мере ты можешь пойти в армию, а потом остаться служить по контракту. Затем тебя может быть направят в военный вуз. Это всяко лучше чем выпивать со своими односельчанами самогон, а годам к 30 умереть в пьяной драке.

Ну а если ты родился в какой-нибудь , в которой толком не существует государственности, а местные князьки заявляются в твою деревню с автоматами наперевес и убивают кого-ни попадя, а кого ни попадя уводят в рабство — то пиши пропала твоя жизнь, а вместе с ней и твое будущее.

Критерии социальной стратификации

К критериям социальной стратификации относится: власть, образование, доход и престиж. Разберем каждый критерий в отдельности.

Власть. Люди не равны по уровню власти. Уровень власти измеряется (1) количеством людей, которые находятся у тебя в подчинении, а также (2) объемом твоих полномочий. Но наличие одного этого критерия (даже самой большой власти) не означает, что ты — находишься в высшем слое. К примеру у учителя, преподавателя власти хоть отбавляй, но доход вот хромает.

Образование. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей. Если у тебя высшее образование — это открывает определенные горизонты для твоего развития. На первый взгляд кажется, что в России — это не так. Но это только так кажется. Потому что основная масса выпускников настроена иждивенчески - их должны взять на работу. Они не понимают, что со своим высшим образованием они вполне могут открыть своё дело и повысить свой третий критерий социальной стратификации — доход.

Доход — третий критерий социальной стратификации. Именно благодаря этому определяющему критерию можно судить о том, к какому социальному классу относится человек. Если доход от 500 тысяч рублей на душу и выше в месяц — то к высшему; если от 50 тыс до 500 тысяч рублей (на душу населения), то ты относишься к среднему классу. Если от 2000 рублей до 30 тыс. то твой класс- базовый. И также далее.

Престиж — субъективное восприятие людьми твоего , является критерием социальной стратификации. Раньше считалось, что престиж выражается исключительно в доходе, так как если у тебя достаточно денег — ты можешь красивее и качественнее одеваться, а в обществе, как известно, встречают по одежке... Но ещё 100 лет назад социологи поняли, что престиж может быть выражен в престиже профессии (профессионального статуса).

Виды социальной стратификации

Виды социальной стратификации могут быть выделены, например, по сферам общества. Человек за свою жизнь может сделать карьеру в (стать известным политиком), в культурной (стать узнаваемым деятелем культуры), в социальной сфере (стать, к примеру, почетным гражданином).

Кроме того, виды социальной стратификации могут быть выделены на основе того или иного типа стратификационных систем. Критерий выделения таких систем — наличие или отсутствие социальной мобильности.

Существует несколько таких систем: кастовая, клановая, рабовладельческая, сословная, классовая и пр. Некоторые из них разобраны выше в видео по социальной стратификации.

Вы должны понимать, что тема эта крайне большая, и охватить ее в одном видеоуроке и в одной статье невозможно. Поэтому мы предлагаем Вам приобрести видеокурс в котором уже содержатся все нюансы по теме социальной стратификации, социальной мобильности и другим смежным темам:

С уважением, Андрей Пучков

Термин стратификация происходит от латинского stratum слой, пласт и facio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. У различных авторов понятие страта нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя ниже все эти термины, я буду вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественной и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенство мог быть различным. Необходимо бы вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

К.Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные на собственность права (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев между основными классами оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения.

Узость такого подхода стала очевидной уже в конце ХIХ столетия. Здесь можно вспомнить жизненные ситуации, описанные в художественной литературе: нувориши, сколотившие капитал на финансовых махинациях, не довольствуются положением богатого человека, они стремятся к обретению статуса человека "высшего света", покупают собственные титулы, звания, предпринимают иные шаги. Эта проблема соотношения богатства и статуса стала трагедией, к примеру, главного героя известной трилогии Т.Драйзера о Фрэнке Каупервуде.

Вот почему М.Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов - он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениями о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.



В феодальной Франции принадлежность к знатному аристократическому роду открывала возможность молодому человеку сделать прекрасную карьеру. В глазах окружающих он оставался представителем высшего слоя, даже если его одежда теряла следы прежнего лоска, а состояние резко скудело. В то же время ремесленник, сколотивший большой капитал, даже в мыслях не мог себе представить видным государственным деятелем, военоначальником. После буржуазных революций появился ключ, позволивший любому подняться на вершину социальной лестницы. Этим ключом стали деньги. Вес капитала начал определять вес человека в обществе. А вот у И.Ильфа и В.Петрова в "Золотом теленке" миллионер Корейко вынужден скрывать свое богатство. Общество изменилось, иным стал принцип формирования его высшего эшелона. Главным стали партийная принадлежность, идеологическая убежденность, близость к номенклатурным верхам. Только это обеспечивало доступ к власти, а следовательно, и львиную долю распределяемых материальных благ.

Статус, его престиж, рассматриваемые как основа стратификации общества, обладают еще одной важной чертой: они особенно остро ощущаются людьми. Не случайно, многие эмпирические исследования в этой области строятся именно на основе определения индивидом места различных профессиональных групп в иерархической структуре. Но такой подход чреват и рядом издержек. Равной долей престижа люди могут наделить и министра, и юриста, и врача, и артиста. Так, в одном американском исследовании престижа 100 профессий респонденты отдали предпочтение судье Верховного суда, физику, ученому ядерной физики, государственному деятелю, преподавателю колледжа, химику, юристу, дипломату, зубному врачу, архитектору. (Профессии здесь расположены в соответствии с полученным рангом).



Выделение у М.Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П.А.Сорокин. Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессиональной престижной деятельностью. И, напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в высших слоях общества.

В дальнейшем социологами предпринимались неоднократные попытки расширить число критериев стратификации путем включения, например, уровня образования. Можно принимать или отвергать дополнительные стратификационные критерии, но, видимо, нельзя не согласиться с признанием многомерности самого этого явления. Стратификационная картина общества многопланова, она явно состоит из нескольких напластований, не совпадающих полностью друг с другом.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода; по уровню социального престижа; по уровню обладания политической властью, а также по некоторым данным. Можно, видимо, утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. И здесь перед исследователями встает проблема делений на шкале социальной иерархии. Иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полным. Введение такого критерия как уровень богатства или дохода вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную. Так, появилось деление на 1) высший класс профессионалов, администраторов, 2) технические специалисты среднего уровня, 3) коммерческий класс, 4) мелкая буржуазия, 5) техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции, 6) квалифицированные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие. И это не самый длинный перечень основных социальных слоев общества. Возникла опасность утраты целостного видения стратификационной структуры, которое все больше и больше подменялось стремлением исследователей распределить индивидов по этажам социальной иерархии. И если последнее было оправдано при изучении социальной мобильности, то в объяснении роли стратификационной структуры в жизни общества продвигало мало.

На наш взгляд, при выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками. В современном западном обществе, ценящем свободу, степень которой определяется, увы, не только политическими и юридическими актами, но и толщиной кошелька, обеспечивающего более широкий доступ, например, к образованию и, следовательно, к престижной статусной группе, на первый план выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная независимость, высокий доход и т.п. В тоталитарном обществе советского периода только приближение к властным структурам, только участие в принятии политических решений давало возможность подняться на вершину социальной иерархии, получить преимущественное право на лучшую долю национального дохода.

Как определить удельный вес каждой страты? Методика замеров должна основываться, во-первых, на использовании статистических методов, позволяющих, в частности, определять иерархию доходов населения. Степень влияния на принятие управленческих решений не может быть замерена математически, здесь необходимо изучение сложившихся в обществе норм, определяющих этот процесс. Например, каким слоям мораль, обычай, право дают предпочтительные шансы для участия в политической власти, что представляет собой политическая элита, как и кем осуществляется давление на государственные структуры, какие преимущества получают власть придержащие и т.д. И, наконец, социальный статус группы определяется на основе изучения общественного мнения, непосредственно отражающего значимость и ценность той или иной профессиональной или социальной группы.

Видимо, можно предложить и другие методики определения социального среза общества. Хотелось бы подчеркнуть главное: нельзя определить такое сложное явление как социальная стратификация, исходя либо из статистических данных, либо основываясь исключительно на данных социологического опроса. Необходимо использовать комплексный подход.

Выделение оснований и уровней социальной иерархии дает возможность перейти к определению тех механизмов, которые поддерживают иерархическую структуру, не дают ей развалиться под воздействием несовпадающих и явно противоречивых интересов различных слоев.

Как отмечалось выше, первопричиной иерархического строения общества является социальное неравенство, порождаемое объективными условиями жизнедеятельности индивидов. Но каждое общество стремится к организации своего неравенства, иначе люди, движимые чувством несправедливости, снесут в праведном гневе все, что в их сознании ассоциируется с ущемлением их интересов. Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначально было найдено простое решение: рожденный в семье раба должен оставаться рабом, в семье крепостного - крепостным, в семье патриция или дворянина - представителем высшего класса, и только королевское происхождение могло дать шанс на обладание верховной властью. Вся система социальных институтов, право, армия, суд и церковь следили за строгим соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества. Самая жестокая иерархическая система была создана в Индии в виде каст, принадлежность к одной из них навечно определяла место человека в обществе.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой: либо силой оружия, обладание которым и использование его было исключительным правом высших слоев, либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей, либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых было нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жестокости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К.Маркс в свое время предложил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного роста обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту социальной иерархии.

Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

Перемещения в экономической, политической и профессионально-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого во взаимозависимости факторов, их вызывающих: изменения в социально-экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого. Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь наверх, идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и сменит социально-профессиональную группу. Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (как например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь в своих изысканиях может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, наработанный не одним поколением социологов. По специальным методикам подсчитывается интенсивность перемещений по иерархической лестнице, их направленность, определяются шансы детей в достижении более высокого статуса, чем тот, которым обладают родители, выявляется роль индивидуальных способностей, образования и других факторов, влияющих на подвижность индивидов в социальном пространстве и т.п.

Палитра конкретных исследований социальной мобильности столь многообразна, что неизбежно приходится ограничиваться изложением лишь наиболее общих принципов. Впервые они были сформулированы П.А.Сорокиным (Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992. С. 377-392). Он считал, что вряд ли есть такое общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. не пропускающими никакое движение через свои границы. Даже кастовая система знает исключения, когда отдельным счастливцам в силу различных обстоятельств удавалось подняться на более высокую ступень иерархической лестницы. Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления. П.А.Сорокин пишет: "Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка-пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот". (Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992. С. 379).

Роль "сита" выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификационную систему. Это социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяющее проверять каждого выдвиженца "на прочность", на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П.А.Сорокин, на наш взгляд, убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, возможно развитие комплекса неполноценности, чувства неуверенности, уход в себя и потеря связи со своим социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной среде, куда он стремился, или в которой он оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.А.Сорокина, можно рассматривать как "социальные лифты", то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него культуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. Этот феномен нахождения человека между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью.

Маргинал, маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, ориентациями и правилами. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

В заключении лекции, наряду с выводами, хочется дать несколько советов студентам.

В представлении многих жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии. Однако прежде чем пуститься в трудный путь на вершину, надо четко сформулировать для себя ответы на три вопроса. Первый: в каком обществе вы живете, на каких принципах строится его стратификационная структура? Если в основе иерархии лежат титул и происхождение, ваши шансы могут быть минимальными. Если - богатство, стоит серьезно поразмыслить, есть ли у вас предпринимательская жилка, способны ли вы за сравнительно небольшой срок сколотить приличное состояние. Если власть, лучше заняться политической деятельностью, причем желательно, чтобы она не противоречила и не противостояла существующей политической практике. Если стратификационная система строится на нескольких основаниях - значит у вас есть выбор.

Второй вопрос: каким "социальным лифтом" вы воспользуетесь для подъема? Для политической карьере необходимо начинать с активной работы в партии, для профессиональной - с упорного труда по овладению знаниями, для получения богатства можно воспользоваться институтом брака или положиться на удачу. В военное время быстрое продвижение по вертикали обеспечивает армия. Выбрав канал вашего перемещения наверх, не обольщайтесь. Успех придет не к каждому, а лишь к наиболее трудолюбивому, талантливому или просто удачливому. Движение наверх по социальной лестнице напоминает толчею людей около узких дверей. Все суетятся, толкаются, а в заветные двери попадают немногие, как правило, самые сильные и изворотливые, или те, кто лучше других постиг правила вертикального подъема и поэтому заранее знает, где и когда откроется заветная дверь.

Третий вопрос: готовы ли вы к новой жизни? Сможете ли вы органически влиться в новый социальный слой, принять его нормы, правила, требования? Если вы не сумеете преодолеть социокультурный барьер, который возводит вокруг себя любая социальная страта, вы навсегда останетесь чужаком, изгоем и когда-нибудь помяните недобрым словом тот день, когда приняли решение порвать с привычным окружением и включиться в безумную гонку наверх.

Если у вас есть положительные ответы на все вопросы - дерзайте. Если нет - подумайте, стоит ли ломать копья, испытывать чрезмерные физические и психологические нагрузки. Может быть, ваши жизненные планы могут быть реализованы на том уровне социальной иерархии, где вы родились и выросли? Может быть, счастье совсем не в деньгах и власти?

Литература

Бабаева Л., Чирикова А. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения// Социс. - 1995. - № 4.

Беляева Л. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса// Социс. - 1993. - № 10.

Голенкова З. и др. Социальная стратификация городского населения // Социс. - 1995. - № 5.

Голенкова З. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация// Социс. - 1995. - № 6.

Голенкова З. и др. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации// Социс. - 1996. - № 8.

Голенкова З. и др. Британские социологи о современном среднем классе// Социс. - 1996. - № 10.

Гордиенко А. и др. Структура поведения безработного// Социс. - 1996. - № 11.

Гурьева Л., Бондаренко Л. Социальная адаптация в условиях безработицы// Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 10.

Заславская Т. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус// Социс. - 1995. - № 3.

Куприянова З. Трудовая и профессиональная мобильность// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1996. - № 6.

Орлов А. О среднем классе// Социально-политический журнал. - 1994. - № 9-10.

Пантин В. Средний класс России в зеркале социологии// Власть. - 1996. - № 4.

Пастухов В. От номенклатуры к буржуазии: "новые русские"// Полис. - 1993. - № 2.

Пастухов В. "Новые русские": появление идеологии// Полис. - 1993. - № 3.

Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. - М., 1995.

Соколова Г. Социальные издержки безработицы и пути их снижения // Социс. - 1995. - № 9.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России// Полис. - 1993. - № 3.

Умов В. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом// Полис. - 1993. - № 4.

Черныш М. Социальная мобильность и массовое сознание// Социс. - 1995. - № 1.

Шаповалов В. Откуда придет "дух капитализма"?// Социс. - 1994. - № 2.

  1. Социальная стратификация современного российского общества

    Реферат >> Социология

    В России; - выяснить особенности социальной стратификации современного российского общества , сравнительную значимость ее критериев , направления происходящих в этой области...

  2. Социальная структура российского общества (2)

    Доклад >> Социология

    Раньше основным дифференцирующим критерием являлось место в... В. В. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества . М., 2006. 3. Голенкова З. Т. Социальная стратификация российского общества М., 2003. 4. Маргинализация как...

  3. Социальная стратификация (10)

    Курсовая работа >> Социология

    ... социальной стратификации , а также излагаются критерии оценки современного российского общества и присущей ему стратификации . Целью работы является определение сути стратификации ...

  4. Социальная стратификация (7)

    Курсовая работа >> Социология

    ... современном российском обществе критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

  5. Социальная стратификация (8)

    Контрольная работа >> Социология

    ... современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

Есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на , классы, слои, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат.stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии , в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада , который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.