Ремесло в средневековом городе. Цеха

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова.
  2. Закрепление знания детей о возникновении письменности.
  3. Знакомство с немецким изобретателем первого печатного станка.
  4. Воспитывать чувство гордости за своих предков, за свой народ, за свою Родину.
  5. Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.

Оборудование:

  • тесты;
  • рассказ «В типографии у Ивана Фёдорова», «Колесо истории»;
  • иллюстрации (печатный станок, памятник И.Фёдорову);
  • высказывание старорусских книжников;
  • запись колокольного звона.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самостоятельная работа (тестовая).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

Откуда взялось печатное творение?

Кто его придумал?

Давно ли?

И какой была первая книга?

Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу?

Обо всём этом и пойдёт рассказ на нашем уроке.

Ребята, давайте повернём колесо истории и перенесёмся из XXI века в далёкое прошлое, в век XVI.

IV. Основная часть.

Выступления учеников:

1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

2. И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

3. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ученик 1: Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах как горшки.

Ученик 2: А в соседнем Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали.

Ученик 3: Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали и получались 4 страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос» , а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.

Ученик 4: Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.

Ученик 1: Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да ещё и украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более пятисот лет назад.

Ученик 2: Первая печатная книга появилась в немецком городе Майнце. Её отпечатали на деревянном станке, похожем на тот, каким издавна пользовались для отжимки масла или винограда.

Ученик 3: Изобретателем печатного станка был один из жителей города – Иоганн Гуттенберг (учитель показывает портрет).

Рисунок 1. Иоганн Гуттенберг – изобретатель первого печатного станка.

Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.

Ученик 4: Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящичек. Нужные слова выкладывали на специальной дощечке – верстаке . Покрывали печатную форму краской, сверху клали лист бумаги и крепко прижимали на станке. Лист отпечатан. С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Ученик 1: Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг – типографии.

Ученик 2: Когда же появилась печатная книга на Руси?

Ученик 3: В XVI веке, во времена Ивана Грозного, открылась типография и в Москве. Царь повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».

Ученик 4: Давайте побываем на первом Печатном дворе вместе с сыном бондаря Якова Казарина, Микиткой.

Дети читают рассказ «В типографии Ивана Фёдорова».

Учитель: Когда же появилась первая печатная книга на Руси?

Учитель: Где её напечатали?

Ученики: В типографии у Ивана Фёдорова.

V. Минутка отдыха.

Учитель: Давайте, ребята, немного отдохнём. Представьте, что вы гуляете по древней Москве.

(Звучит колокольный звон.)

Учитель: Старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. Они говорили: «Книги – это реки, наполняющие вселенную, в них ведь неисчётная глубина».

Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову. Никто не удивился этому выбору. В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Он родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

Рисунок 2. Типография Ивана Фёдорова.

Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушёл целый год.

Рисунок 3. Страница из «Апостола» – первой печатной книги И.Фёдорова.

Зато вторая – «Часовник» (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.

Вскоре Ивану Фёдорову пришлось уехать из Москвы. Виной тому было недовольство переписчиков книг, боявшихся из-за Фёдорова остаться без работы. Они распространяли против него всякие небылицы, нашёптывали простым людям, что Печатный двор надо спалить, потому что там будто бы занимаются колдовством.

Узнав о готовящейся расправе, Иван Фёдоров вместе с сыном Иваном и Петром Мстиславцем уехал в Литву, а затем – на Украину. Здесь его называли Иван Друкарь Московский. Друкарь по-украински печатник. Помните, ребята, в рассказе Иван Фёдоров обещал Микитке напечатать Азбуку? Так вот, он своё обещание выполнил. Во Львове была напечатана первая русская «Азбука», по ней долгое время дети учились грамоте.

Часто Ивану Фёдорову приходилось переезжать с одного места на другое, но везде он узнавал что-то новое и набирался мудрости, обретал умения для своего дела.

Он напечатал и Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи, посвящённые каждому месяцу. Случилось это 5 мая 1581 года . От этого дня и ведут начало наши печатные календари. И когда вечером будем срывать листок с численника-календаря, то вспомним, что его далекого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь.

Самой знаменитой среди других печатных книг Ивана Фёдорова является Острожская «Библия». В неё первопечатник вложил всё своё умение и мастерство.

Иван Фёдоров мечтал завести собственную печатню. Да только бедность была его постоянной спутницей. Умер Иван Фёдоров во Львове 6 декабря 1583 года . Там он и похоронен. Но не умерло его дело. Память о великом человеке навсегда останется с нами.

В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы...

Рисунок 4. Памятник Ивану Фёдорову в Москве.

В Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя. Так и живёт сегодня среди нас Иван Фёдоров. О его жизни вы можете прочитать в книгах: «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетрова, «По следам первопечатника» Е.Л. Немировского, «Суровый век» С.Алексеева.

Учитель: В нашем городе тоже есть типография. До революции 1917 года были две типографии (частных) Маркова и Стрельниковой, а в 1918 году их объединили в одну. Сейчас в типографии печатают различные бланки.

Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка (Кто его изобрёл?) Сейчас в современных типографиях почти всё делают машины. Давайте послушаем стихотворение С.Я.Маршака «Как печатали вашу книгу» (читает ученица).

Ребята, а кто ещё, кроме переплётчика, помогает книге появиться на свет?

  • Лесорубы.
  • Шахтёры.
  • Железнодорожники.
  • Энергетики.
  • Сплавщики.
  • Строители.
  • Машиностроители.
  • Химики.
  • Металлурги и многие другие.

В создании книги участвует почти каждый труженик страны. Поэтому книга – очень ценная вещь. Помни, сколько труда затратили люди на её изготовление, обращайся с книгой бережно. Ребята, на нашей книжной выставке есть книги новые и старые, большие и маленькие, красочные и совсем без иллюстраций, но все они сообщают нам, читателям, много нового и интересного.

Так из книги «Книжкин дом» В.Г.Вальковой и А.Н. Спаль я узнала, что самая большая книга издана в 1832 году, в Лондоне. Её высота – 5м 70см, ширина – 3м 70см. размер букв – 15см, называется «Пантеон английских героев». Самая маленькая – «Муравейчики» отпечатана в 1980 году в Японии; её размер – 1см 4мм.

А теперь давайте немного отдохнём и вместе с тем проверим ваши знания (отгадываем кроссворды).

  1. Украшенный драгоценными камнями жезл – символ власти.
  2. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?
  3. Как называлась первая книга Ивана Фёдорова?
  4. Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни).

  1. Один из символов государства.
  2. От какого слова произошло слово копейка.
  3. Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери... (добро).
  4. Кто изображён на российском гербе?
  5. Какими были первые книги?
  6. Как называли первого русского царя?
  7. Золотой шар с крестом, символ власти.

Учитель: Ребята, в выделенных клетках давайте прочитаем имя и фамилию человека, который напечатал первую книгу на Руси. (Иван Фёдоров).

Ребята, откройте учебник на с. 49. прочитайте статью «Печатный станок Ивана Фёдорова». Когда появилась первая печатная книга?

Учитель: Как она называлась?

Ученики: «Апостол».

Учитель: Кто был первым русским человеком, напечатавшим книгу?

Ученики: Первопечатник Иван Фёдоров.

Учитель: Как вы думаете, любил ли он свою Родину? Почему вы так считаете?

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

А теперь, ребята, давайте вернёмся в XXI век.

VI. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Значение каких слов запомнили?

Домашнее задание: учебник с. 49 – 50 (пересказ).

Литература:

  1. Учебник «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
  2. «Как делают книгу» В.П. Дацкевич.
  3. «Книжкин дом» В.Г. Валькова, А.Н. Спаль.
  4. «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетров.
  5. «Суровый век» С.Алексеев.
  6. Журнал «Педсовет».

Сообщение по теме "В мастерской первопечатника" для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного началось книгопечатание на Руси.

Первым в этом сложном и почетном деле был Иван Федоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя построили Печатный Двор в Москве, на улице Никольской.

В первую типографию для мастерской первопечатника был привезен печатный станок из Польши.

Для печати книг в Печатный двор были изготовлены отлитые металлические буквы, а также доски для гравюр и много другого инструмента.

Сложным был труд в мастерской первопечатника, потому что станки для печатания книг не были еще отлажены полностью, много было ручного труда, но дело они сделали.

Спустя 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу "Апостол".

Эту книгу, первому, принес первопечатник царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, по достоинству оценил заглавные красные буквы расписные, заставицу и богатый кожаный переплет.

После того, как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашел в ней недостатков, он отблагодарил первопечатника Федорова, сказав, что в России теперь книги будут самые лучшие в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно прочитал книгу, то его настроение улучшилось и он произнес несколько предложений, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

"Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству..."

"Что ж, друкарь, честь головою сберегают, гадно книгу напечатал. Угодил царю, - хвалил он Ивана Фёдорова."

"А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли." - порадовался Иван Грозный.

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника и царя мы читаем, что Иван Федоров был горд своей работой, его книга получилась совершенной.

Все в ней было хорошо и орнаменты (заставица), и грамотно текст написан без ошибок, и заглавные буквы расписаны и украшены.

Сама книга выглядела очень ладно в богато кожаном переплете и была удобно к прочтению.

Иван Грозный в начале диалога был очень сердит и грозен, но после того как ознакомился с книгой, также стал горд за Россию и его настроение сменилось на благодушное и восторженное.

Царь одобрительно говорил о творчестве первопечатника и похвалил его.

А когда сравнил иноземные книги и русскую книгу, то даже стал улыбаться от удовольствия, что родная книга намного лучше отпечатана, чем иноземные книги.

В мастерской Ивана Федорова около узкого высокого окна лежат деревянные буквы – это шрифты, с помощью которых на бумаге делается оттиск слов… Рядом – гравировальные доски, на которые выкладывают эти буквы в нужном порядке. На полочке лежит нож переплетчика и свиток кожи, с помощью которой переплетут книгу. Листы бумаги мастеру и его помощникам еще не привезли, и книга будет готова только через год. Это богатый князь Острожский заказал для своей домашней библиотеки печатное Евангелие…

Кто же такой Федоров? Иван Федоров – это первопечатник 16 века, из-под станка которого вышли первые книги на Руси. Первые печатные книги на Руси – «Апостол», «Часовник» и «Букварь» созданы были именно в типографии Ивана Федорова, в 1563-65 годах.

Иван Федоров происходил родом из Москвы, но ему пришлось покинуть родной город оттого, что печатать книги ему там не разрешалось. Царь Иван Грозный поддерживал идею печатать в Москве книги, он интересовался новинками, но вот церковь и многие бояре были против категорически. Книгопечатный станок духовники сочли «бесовской выдумкой», а конкуренты из монахов, писавшие рукописные книги и зарабатывавшие этим на жизнь, были очень недовольны появлением на печатном дворе Федорова станка – технической новинки.

Они побоялись, что Федоров отберет у них их хлеб. Таким образом, Федоров был изгнан за пределы Москвы, есть сведения, что религиозные фанатики даже сожгли его типографию. Это тем более удивительно потому, что сам Федоров принадлежал к духовному сословию и до начала занятий книгопечатанием служил в церкви.

Федоров в Литве. Он перебрался во Львов, в Галицию, и там открыл печатный двор заново. Вскоре, в 1568 году, федоровские мастера уже отпечатали первую книгу на новом месте – Евангели, затем второе издание «Апостола». Там Иван Федоров работал до самой своей смерти.

Экономической основой запад-ноевро-пей-ского средневекового города было ре-месло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий объединялись в цеха. Этому способствовало несколько причин: во-первых, вместе ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов; во-вторых, цеха имели больше возможностей бороться с конкуренцией пришлых ремесленников. В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательным условием. Главная функция цехов — контроль над производством и продажен ремесленных изделий.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в X в., во Франции, Ан-глии и Германии — в XI-XII вв. Сначала цехов было немного. Однако со временем их количество существенно выросло. Цеха были самыми разнообразными. Одни изготовляли продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особенно уважаемыми были цеха по обработке железа и древесины (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха начали дробиться. Например, цех кузнецов раз-делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и др. Из цеха оружей-ников выделились ещё более узкие ремёсла для производства шлемов, лат, мечей, копий и т. п. Существовали даже ещё более мелкие цеха, как, скажем, цех производителей кошельков для подачи милостыни нищим в Париже или же цех вышивальщиков гербов в Кёльне. В конце XIII в. в Париже работало свыше 130 цехов, объединяющих около 5 тысяч ремесленников.

В XIV-XV вв. цеха разделяются на богатые («стар-шие», или «большие») и бедные («младшие», или «малые»). Цеха, недавно образованные, были намного беднее цехов, основанных десятилетием или столетием ранее. Ощутимой была и разница в предмете производ-ства и продажи, т. е. гончар не мог иметь таких прибылей, как ювелир, изделия которого покупали богачи. Поэтому иногда старшие цеха подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. За собственные деньги мастер покупал необходимое оборудование, сырьё и изготовлял изделие полностью. У мастера были помощники: подмастерья и ученики.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным органом управления. Здесь принимали устав, регулировавший функционирование цеха. За соблюдением норм и по-рядка в цехах следили старшины, избираемые из мастеров.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

Согласно уставу, каждому мастеру позволялось иметь строго определенное ко-личество инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать ночью и в праздничные дни. В канун праздников рабочий день сокращался. В уставе указывалось, какое количество сырья закупать и сколько продукции производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный мастер не воспользовался непредвиденными прибылями.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник изготовлял не-качественные изделия, это позорило весь цех, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковригу, не установленного цехом веса, сажали в клетку и возили по городу всем на посмешище. А в Париже некачественные товары выставляли у позорного столба.

XIII в. Из устава парижских производителей оловянной посуды

1. Каждый, кто хочет быть в Париже производителем оловянной посуды, может сво-бодно им быть, чтобы только хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет.

2. Никто из производителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так учинит, обязан заплатить королю 5 су штрафа, поскольку ночное освещение недостаточно для того, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим ремеслом.

3. Производитель оловянной посуды по праву должен создавать всевозможные из-делия своего ремесла лишь из доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и платит королю 5 су штрафа.

5. Никто не может и не должен продавать старые оловянные изделия как новые; а когда кто так учинит, должен королю 5 су штрафа.

Цеха были тесно связаны с жизнедеятельностью городских ремесленников. Каждый цех имел свое помещение, для проведения собраний, заседаний старши-ны, организации пиров и хранения казны, пополнявшейся за счёт взносов и штра-фов. Цеха могли оказать помощь сиротам или вдовам умерших мастеров. Они также сооружали церковь или часовню в честь святого — покровителя ремесла.

После победы коммунального движения все рычаги правления перешли в руки патрициата. Цеха же, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они требовали, чтобы их представители допускались в городской со-вет. Начались гак называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было разви-то слабее, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем раз-вития ремёсел побеждали цеха (Кёльн, Базель, Флорен-ция). Но и в этом случае доступ к власти имели далеко не все ремесленники, а только самые богатые цеха. Материал с сайта

Каждый ремесленник хранил в тайне секрет соб-ственного мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать детей в «науку» к мастеру. Срок учебы, в зависимости от слож-ности ремесла, длился от 2 до 8, а в отдельных цехах - даже до 12 лет. За обучение платили. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, сваливая на его плечи ещё и работу по хозяйству. После завершения обучения, усвоив основы ре-месла, ученик становился подмастерьем. Теперь его положение несколько менялось. За свой тяжелый труд, иногда по 16 часов, он получал мизерную зарплату. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был заплатить вступительный взнос в казну цеха, а также изготовить и подать на рассмотрение мастеров шедевр — изысканное и дорогое изделие своего ремесла. Если экзамен был сдан, подмастерье за собствен-ные средства угощал всех членов цеха и становился его полноправным членом.

XV в. Из устава любецких золотарей

...Кто хочет занять место самостоятельного мастера в цехе, должен (кроме выпол-нения многих других требований) сделать такие вещи: золотой перстень ажурной работы, английский браслет, браслет, что дарится при обручениях, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукоятки кинжала. Эти вещи он должен подать старшинам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не все подмастерья имели средства для изготовления шедевра и организации застолья. Кроме того, пытаясь защитить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в цех. Полноправными членами цеха могли стать разве что сын или зять мастера. Так образовывалась прослойка «вечных под-мастерьев». В XIV-XV вв. происходило постепенное «замыкание цехов». Для за-щиты своих интересов подмастерья создавали особенные союзы — братства .

Цеха на ранней стадии своего существования сыграли чрезвычайно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на нововведения и технические усовершенство-вания со временем привели к торможению процесса производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".

Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы - такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".

Павел Колпаков