Новые правила обоснования закупок. Пример обоснования закупки Что обосновывается заказчиком в плане графике закупок

Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей. Разъяснения в плане-графике При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так: В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой.

Примеры обоснования закупок по 44-фз и для чего это нужно

Во втором нужно прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:

  • процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
  • направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
  • списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
  • преподавательских услуг, услуг гида;
  • образовательных и экскурсионных мероприятиях.

Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо также внести изменения в отдельные формы своих пояснений. Пример обоснования плана графика закупок Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.

Пример обоснования закупки

В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор. Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет.
В нем указывается причина выбора такой закупки, вывод о невозможности или нецелесообразности использования других способов, а также обоснование цены контракта. Такое правило устанавливается частями 3 и 4 статьи 93 44-ФЗ. Оно справедливо для всех перечисленных случаев:

  1. Работы, связанные с мобилизационной подготовкой.
  2. Услуги, которые могут быть предоставлены исключительно органами исполнительной власти либо организациями, которые находятся в их ведомстве.

Составляем обоснование соответствия объекта закупки

Так как аналоги закупаемого программного обеспечения отсутствуют, то цена определена путем организации затратного метода, регламентируемого статьей 22 44-ФЗ.

  • Обоснование прочих условий договора. Срок поставки в 3 дня определяется, исходя из потребностей заказчика. Так как программа реализуется с использованием сети интернет, ее доставка до потребителя не потребует значительных затрат времени.
  • Дата составления документа, подпись представителя заказчика, печать.
  • В случае нарушения заказчиком порядка предоставления отчета — ему грозит наказание.

    Контролирующие органы накладывают штраф в установленной сумме. Составление такого отчета помогает предупредить применение коррупционных схем и проведение необоснованной закупки у афилированного поставщика.

Обоснование плана закупок и плана графика

Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44- Как - покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана. Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.
РФ, муниципальной программы (столбец 5) - «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ «Школа-интернат»;

  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) - «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.
Пример обоснования закупки у единственного поставщика Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки - в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки - это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его. Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя.
В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

Пример обоснования закупки услуг связи

Пример обоснования Частый вопрос, который возникает при необходимости привести обоснование соответствия объекта закупки 2018 - что писать? Заказчик неоднократно задается им при составлении плана заказов и плана-графика. Ответим на этот вопрос с помощью примера. Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму.

Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки. Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 313. Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4.


Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4. Столбец 7.

Пример обоснования закупки услуг телефонной связи

Поэтому в своём письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчика есть право на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК будет приемлемым для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944). Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется.
В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии.

Инфо

В этих случаях контрактный управляющий обязан сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта. Чем обосновать выбор закупки у единственного поставщика Заказчик обязан в отчете указать причину, по которой он выбрал именно такой способ закупки. Чаще всего применяются следующие обоснования:

  • Отсутствие конкурентов у выбранной компании.
  • Срочность проведения закупки.
  • Нецелесообразность поставки товаров или услуг поставщиками из других регионов.
  • Отсутствие заинтересованности со стороны других участников рынка.
  • Реализация дополнительной закупки.

Причина прописывается в отдельном документе и визируется только представителем заказчика. Пример составления отчета Унифицированной формы для составления такого отчета не существует. Каждая организация разрабатывает ее индивидуально.

Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки - в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки - это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его. Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя.

В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.
Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.

1. Что такое обоснование закупки?

Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.

Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.

3. Обоснование при формировании плана-графика

Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;

3) дополнительные требования к участникам закупки.

Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!» . Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.

4. Сроки подготовки обоснования закупок

Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

5. Оценка обоснованности осуществления закупок

Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст.13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обязательному обоснованию подлежит объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели:

  • - начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
  • - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • - по результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной, органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

  • 1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • 2) общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
  • 4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
    • - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
    • - требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам, указанной корпорации казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения настоящего Федерального закона, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, указанной корпорации.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат обязательному размещению в единой информационной системе.

Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.

Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению и не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

3. Формирование и ведение плана-графика

Утверждаются и ведутся в соответствии с требованиями, которые устанавливают:

  • · Правительство РФ - в случае осуществления закупок по заказам для федеральным нужд;
  • · высший орган исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, - для обеспечения потребностей этих субъектов;
  • · местными администрациями в установленном порядке - при закупках для нужд муниципальных образований.

В процедуре, могут участвовать следующие субъекты закупочной деятельности:

  • · государственные заказчики, действующие от имени субъектов РФ (далее - государственные заказчики);
  • · муниципальные заказчики, выступающие от имени муниципальных образований (далее - муниципальные заказчики);
  • · бюджетные учреждения, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Органы управления государственных или муниципальных заказчиков могут безвозмездно делегировать свои полномочия по осуществлению госзакупок на договорной основе. В таких случаях в процедуре формирования плана-графика закупок могут участвовать (в пределах предоставленных полномочий):

  • · бюджетные учреждения;
  • · автономные учреждения;
  • · государственные унитарные предприятия;

При условии осуществления капитальных вложений в объекты, находящиеся в государственной/муниципальной собственности, данная процедура формирования планов-графиков закупок распространяется и на:

  • · муниципальными образованиями (далее - автономные учреждения);
  • · государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности субъектов РФ;
  • · муниципальные унитарные предприятия.

Разработка и формирование планов-графиков производится ежегодно на период, равный календарному году, на основании планов закупок, которые заказчик собирается осуществить в соответствующем финансовом году. Сроки осуществления процедуры формирования определяют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации . При этом учитывается статус субъектов:

  • · для государственных (муниципальных) заказчиков сроки определяются органами, которые распоряжаются средствами бюджета субъектов РФ или местных бюджетов;
  • · для бюджетных учреждений сроки устанавливаются органами, которые осуществляют функции их учредителей;
  • · для юридических лиц, осуществляющих закупки с целью реализации программ по капитальным вложениям, сроки исчисляются с момента заключения договора на покупку недвижимости в государственную/муниципальную собственность или на предоставление субсидий, позволяющих осуществлять капитальные вложения в соответствующие объекты государственной/муниципальной собственности (только для тех закупок, планирование которых осуществляется в рамках указанных субсидий);
  • · для юридических лиц, осуществляющих свои функции в рамках предоставленных полномочий, сроки не должны превышать те, которые установлены вышестоящими инстанциями.

Формирование планов-графиков производится после того, как на рассмотрение соответствующего органа субъекта РФ или муниципального образования внесен проект нормативного акта об утверждении бюджета. В указанные сроки при необходимости производится:

  • · уточнение сформированных планов-графиков закупок;
  • · доведение до заказчика программы финансирования и объемов прав и полномочий по закупкам каждого конкретного субъекта, заключение договоров на предоставление субсидий или передача полномочий в рамках их делегирования в порядке, установленном положениями о взаимодействии заказчиков и юридических лиц, которым они передают свои полномочия;
  • · утверждение сформированных планов-графиков.

В любом случае сроки формирования и утверждения не должны превышать предусмотренные законом № 44-ФЗ 10 рабочих дней .

4. Размещение плана-графика в информационно-поисковой системе

Закон предусматривает, что порядок размещения планов-графиков закупок в открытом доступе определяется Правительством РФ.

В соответствии с указанным нормативным актом, после утверждения планы-графики в 3-дневный срок вносятся в единую информационную систему, аккумулирующую данные в сфере закупок. Исключение составляют сведения, которые содержат информацию, отнесенную в установленном порядке к государственной тайне. До ввода в эксплуатацию указанной системы размещение производится на официальном сайте РФ, предназначенном для размещения информации о госзаказах и расположенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).

Существуют некоторые категории информационных данных об осуществлении госзакупки, размещение которых в открытых источниках не допускается в случаях, когда они содержат сведения, отличающиеся от содержащихся в планах-графиках закупок. К ним относятся:

  • · извещения о закупке;
  • · документация об осуществлении закупки;
  • · приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика закрытыми способами.

Законом предусмотрено, что с момента введения его в действие участники закупок имеют право оперировать только той информацией, которая включена в планы-графики, поэтому заказчики должны очень внимательно отнестись к содержанию и форме информации, которую они размещают.

Субъектам закупочных процедур необходимо учитывать следующие требования к содержанию информации при включении ее в планы-графики.

Перечень товаров (работ/услуг), являющихся предметом закупки. В планы-графики закупок включаются только те товары, работы или услуги, которые могут быть приобретены на конкурсной основе посредством проведения:

  • · открытых и закрытых конкурсов;
  • · конкурса с ограниченным участием, в том числе и закрытого;
  • · 2-этапного конкурса, в том числе и закрытого;

Допускаются и аукционные торги с использованием электронных и закрытых аукционов, а также закупки путем осуществления запросов котировок и запросов предложений или закупок у единственного поставщика.

Не будет нарушением установленных требований и проведение закупки путем определения поставщика по решению Правительства РФ иными способами или с учетом дополнительных условий исполнения контракта.

а) извещение о закупке

Планы-графики закупок должны содержать только те закупки, о которых будут:

  • · размещены на официальном сайте в установленном порядке извещения о закупке;
  • · направлены приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика в тех случаях, которые допускаются федеральным законодательством.
  • б) Установленные сроки.

В план-график закупок включается информация о закупках:

  • · которые подлежат приобретению в течение года, на который разрабатывался и утверждался данный документ;
  • · срок осуществления которых (срок исполнения контрактных обязательств по которым) превышает период, на который утвержден план-график.

Законодательством РФ могут быть установлены дополнительные условия, которые отражают особенности закупок отдельных видов товаров (работ/услуг) или иные существенные сведения. Такая информация также включается в планы-графики закупок. К категории указанных сведений относятся, например, информационные данные об осуществлении иных (менее распространенных) способов госзакупок:

  • · централизованных закупок;
  • · совместных конкурсов;
  • · совместных аукционов;
  • · закупок с использованием закрытых способов определения поставщиков и др.

Помимо общих требований, предъявляемых к оформлению планов-графиков, имеются требования к информации, которая касается каждой конкретной закупки. Требования к форме предоставления информации устанавливаются в постановлении № 1044. Совокупность этих сведений содержится в едином документе и складывается из следующих основных информационных блоков.

В данной статье разбивка на информационные блоки является условной, поскольку осуществляется в целях облегчения процесса информирования, анализа и структурирования положений нормативной документации для потенциальных заказчиков и поставщиков.

1. Данные о заказчике.

К этой категории информации относятся сведения, в соответствии с которыми можно идентифицировать заказчика, его статус, соответствие его тому или иному виду заказчиков (государственный или муниципальный заказчик, юридическое лицо) с указанием:

  • · уставных данных (полного наименования, местонахождения, телефона, адрес электронной почты);
  • · данных налогоплательщика (идентификационного номера, кода причины постановки на учет, кода в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований).
  • 2. Сведения о закупке.

Совокупность сведений о закупке включает в себя структурированную информацию, позволяющую отнести каждую конкретную закупку к определенной категории аналогичных. Это делается в целях эффективного учета, координации, контроля и статистической обработки информации о тендерных процедурах.

2.1. Кодирование закупок.

Кодирование производится по «сквозному» методу. Это означает, что коды закупки указываются в планах о закупках, планах-графиках, извещениях о размещении закупки, тендерной документации и иных процедурных документах, что обеспечивает их взаимосвязь.

Идентификационный код формируется из кодов:

  • · бюджетной классификации, определяемых согласно бюджетному законодательству РФ;
  • · общегосударственных классификаторов;
  • · каталога товаров (работ/услуг), обеспечивающего государственные или муниципальные нужды.

Идентификационный код может содержать дополнительную информацию, предусмотренную нормативными актами. Порядок и структура кода определяется соответствующим государственным органом, исходя из целей применения.

2.2. Наименование объекта закупки и его описание.

В случаях, оговоренных Законом. наименование объекта закупки указывается на основании информации, содержащейся в специальном каталоге, с указанием основных характеристик. Каталог товаров (работ/услуг) разработан с целью обеспечения государственных (муниципальных) нужд и содержит объемный перечень, систематизированный с учетом требований современных реалий рынка.

При описании объекта закупки необходимо придерживаться объективного характера подачи информации. Оно может производиться с использованием:

  • · функциональных, технических, качественных или (при необходимости) эксплуатационных характеристик;
  • · стандартных показателей, требований, условных обозначений;
  • · специальной терминологии, касающейся технических или качественных параметров;
  • · спецификаций;
  • · планов, чертежей, эскизов;
  • · фотографий;
  • · отчетов о работе, тестированиях, испытаниях и их методах;
  • · сведений об упаковке, маркировке, этикетках;
  • · информации о соответствии техническим регламентам, техническим условиям, стандартам.

При необходимости описание может содержать сведения о применении в качестве критерия стоимости жизненного цикла товара (объекта, созданного по итогам выполнения работы) с указанием расходов, связанных с:

  • · закупкой товара (выполнением работ);
  • · последующим обслуживанием;
  • · эксплуатацией на протяжении срока службы;
  • · ремонтом;

утилизацией поставленного товара (объекта, созданного по итогам выполнения работ).

В случае, если объект закупки может быть измерен в количественном отношении, его описание должно содержать наименование единиц измерения в соответствии с кодом по соответствующему Общероссийскому классификатору.

В описание не должны включаться данные, которые могут повлечь ограничение количества участников. К ним относится информация, описывающая:

  • · фирменные наименования;
  • · товарные знаки;
  • · знаки обслуживания;
  • * патенты, полезные модели, промышленные образцы;
  • * место происхождения товара;
  • * наименование производителя;
  • * другие дополнительные сведения об объекте.

Исключение составляют случаи, когда иной способ более точного и четкого описания объекта закупки отсутствует.

2.3. Существенные условия закупки.

К этому информационному блоку сведений относится информация, которая в дальнейшем будет использоваться для совершения гражданско-правовой сделки и оформления контракта в качестве его существенных условий или дополнительных условий, который заказчик считает существенными.

Эта информация подлежит включению в планы-графики и иные тендерные документы. Она должна содержать данные о:

  • * количественных характеристиках товара, подлежащего поставке, или объемах работ (услуг), подлежащих выполнению (оказанию) в текущем финансовом году, выраженных в установленных единицах измерения;
  • * общем количестве закупки в периоды, находящиеся за пределами текущего финансового года, выраженном в установленных единицах измерения (в тех случаях, когда срок закупки превышает период, на который утвержден план-график);
  • * планируемых сроках и периодичности реализации контрактных обязательств или сроках выполнения отдельных этапов (в случаях, если предусмотрена поэтапная работа) с ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной и т.д. разбивкой;
  • * начальной (максимальной) контрактной цене или цене контракта при закупке у единственного поставщика, которая формируется в установленном порядке и определяется в виде четко обозначенной суммы или в единицах трудозатрат, работ или услуг (в случаях, когда определить объем выполнения является затруднительным);
  • · обосновании осуществления закупки;
  • · размере авансового платежа (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · поэтапном графике осуществления оплаты (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · сумме с разбивкой по годам планового периода и общей сумме запланированных платежей (в тех случаях, когда срок закупки
  • · превышает период, на который утвержден план-график);
  • · дополнительных требованиях к участникам закупки и их обосновании в тех случаях, когда вносить такие требования допускается законом или подзаконным нормативным актом.

Обоснования осуществления закупки готовятся заказчиком в качестве приложений по каждому объекту закупки в отдельности. В них должны включаться сведения, обосновывающие начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта при закупке у единственного поставщика. Они рассчитываются с использованием одного или нескольких методов:

  • · метода сопоставимых рыночных цен, осуществленный с помощью анализа рынка;
  • · нормативного;
  • · тарифного;
  • · проектно-сметного;
  • · затратного.

При определении поставщика заказчики могут использовать конкурентные способы выбора, а также способ осуществления закупок у единственного поставщика, не предпринимая действий, которые могли бы быть расценены как необоснованное сокращение количества участников. При этом заказчики должны учитывать требования закона, предъявляемые к отдельным категориям участников, например, субъектам малого предпринимательства или организациям инвалидов.

Рекомендации по формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2017 год.
Обоснование закупок товаров, работ, услуг при

формировании, утверждении и ведении плана-графика
Правила и форма обоснования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана-графика утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

В плане-графике по каждому лоту обоснованию подлежит:

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Дополнительные требования к участникам закупки, при наличии таких требований.

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

В случае внесения изменений в план-график по лоту изменения вносятся в форму обоснований закупок.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо руководствоваться приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика приведены в Приложении № 1.
Приложение №1

Примеры заполнения обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика


Наименование объекта

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения…. методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

Поставка медицинской мебели

67 500,00 рублей

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Расчет произведен в приложении № 1 * .


Электронный аукцион


* Пример приложения №1

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебели

Расчет НМЦК:


Наименование объекта закупки

Кол-во

Ед. изм.

Цены поставщиков, рублей

Сред. цена за ед., руб.

Коэфф-нт вариации, %

Расчет НМЦК, руб.

КП №1 (вх. №10 от 01.12.2016)

КП №2 (вх. №12 от 01.12.2016)

КП №3 (вх. №14от 02.12.2016)

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

Цена за ед. руб.

Сумма руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Шкаф

1

шт

60000,00

60000,00

65000,00

65000,00

61000,00

61000,00

62000,00

4,26

62000,00

Тумба

1

шт

6000,00

6000,00

5000,00

5000,00

5500,00

5500,00

5500,00

9,09

5500,00

Итого

66000,00

70000,00

66500,00

67500,00

КП – коммерческое предложение
Начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в размере 67500,00 руб.


Выполнение работ по капитальному ремонту кровли

3 273 494,00 рублей

Проектно-сметный

(при наличии проекта)


Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Расчет произведен в приложении № 2*.


Электронный аукцион

ч.2 ч.3 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016; N 471-р

В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 №99

* Пример приложения №2

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

на выполнение работ по капитальному ремонту кровли

Основные характеристики объекта закупки

В соответствии с техническим заданием

Используемый метод определения НМЦК с обоснованием

При определении НМЦК контракта используется проектно-сметный метод

Сметная стоимость работ определена ресурсным методом в соответствии с МДС 81-35.2004 на основании ТСНБ-2001 Тверской области (эталон) с доп. и изм.2 (приказ Минстроя России № 337/пр от 05.05.2015г.), входящих в Федеральный реестр сметных нормативов, в текущих ценах по состоянию на 4 квартал 2015 г.


Расчет НМЦК

Начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в размере: 3 273 494,00 рублей

Контрактный управляющий (работник контрактной службы) /_______________/ ________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)


Поставка электроэнергии

11 910 рублей

Тарифный метод

Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Расчет произведен в приложении № 3*.


Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

п. 1 ч. 1 ст. 93

Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

*Приложение №3
Наименование и реквизиты нормативного документа по государственному регулированию цен (тарифов).

Расчет цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Приобретение товаров или работ у единственного, выбранного самим заказчиком, поставщика – быстрый и простой способ обеспечить нужды государственного или муниципального учреждения. Возможность проведения такой процедуры предусмотрена статьей 24 44-ФЗ. При этом заказчик обязан отчитаться перед контролирующими органами и обосновать выбор именно такой методики закупки.

Когда допускается проведение такой закупки

Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие:

  1. Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
  2. Закупка материальных ресурсов или работ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Приобретение услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и тому подобные.
  4. Закупка материальных ценностей и услуг предназначенных для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
  5. Приобретение печатных изданий в том случае, если эксклюзивные права на издание принадлежат только одной компании.
  6. Посещение культурно-массовых мероприятий, музеев, зоопарков и так далее.
  7. После признания закрытой процедуры по определению поставщика несостоявшейся.

В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор.

Когда необходимо обосновывать закупки и когда это делать не обязательно

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. В нем указывается причина выбора такой закупки, вывод о невозможности или нецелесообразности использования других способов, а также обоснование цены контракта. Такое правило устанавливается частями 3 и 4 статьи 93 44-ФЗ. Оно справедливо для всех перечисленных случаев:

  1. Работы, связанные с мобилизационной подготовкой.
  2. Услуги, которые могут быть предоставлены исключительно органами исполнительной власти либо организациями, которые находятся в их ведомстве.
  3. Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
  4. Закупка объектов культурного наследия.
  5. Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
  6. Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
  7. Поставка электронных или печатных изданий.
  8. Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
  9. Услуги по управлению многоквартирным домом.
  10. Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ. В этих случаях контрактный управляющий обязан сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Чем обосновать выбор

Заказчик обязан в отчете указать причину, по которой он выбрал именно такой способ закупки. Чаще всего применяются следующие обоснования:

  • Отсутствие конкурентов у выбранной компании.
  • Срочность проведения закупки.
  • Нецелесообразность поставки товаров или услуг поставщиками из других регионов.
  • Отсутствие заинтересованности со стороны других участников рынка.
  • Реализация дополнительной закупки.

Причина прописывается в отдельном документе и визируется только представителем заказчика.

Пример составления отчета

Унифицированной формы для составления такого отчета не существует. Каждая организация разрабатывает ее индивидуально. Рассмотрим правила оформления подобного документа на примере закупки специализированной компьютерной системы, предназначенной для расчета НМЦК. Отчет должен будет состоять из следующих пунктов:

  1. Способ закупки: у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 94 44-ФЗ.
  2. Цена контракта.
  3. Обоснование выбранного способа. Закупаемое программное обеспечение должно проводить расчет в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными правительством РФ. В результате анализа рынка других аналогичных программ, полностью удовлетворяющих заявленным требованиям, выявлено не было.
  4. Обоснование цены. Стоимость контракта определена методом сопоставления действующих на данный момент цен на рынке на аналогичные товары. Аналогичными признаются товары, имеющие схожие основные признаки. Так как аналоги закупаемого программного обеспечения отсутствуют, то цена определена путем организации затратного метода, регламентируемого статьей 22 44-ФЗ.
  5. Обоснование прочих условий договора. Срок поставки в 3 дня определяется, исходя из потребностей заказчика. Так как программа реализуется с использованием сети интернет, ее доставка до потребителя не потребует значительных затрат времени.
  6. Дата составления документа, подпись представителя заказчика, печать.

В случае нарушения заказчиком порядка предоставления отчета — ему грозит наказание. Контролирующие органы накладывают штраф в установленной сумме. Составление такого отчета помогает предупредить применение коррупционных схем и проведение необоснованной закупки у афилированного поставщика.


О выборе поставщика неконкурентным способом мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о способах выбора победителя по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этой статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Контракт должен содержать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие аварии или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • закупка произведений литературы и искусства.

От работника контрактной службы требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им попадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью контракта, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя требованиям ФЗ № 44;
  • обоснование НМЦК;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.

Закупки у единственного поставщика

Наши партнеры

Закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика подразумевает такой способ закупки, при котором заключить контракт (договор) предлагается только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). Этот способ закупки не является конкурентным, поскольку при нем не осуществляется так называемая процедура выбора поставщиков из нескольких претендентов. В статье рассмотрим, в каких случаях согласно Федеральному закону N 44-ФЗ*(1) государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе осуществлять закупку у единственного поставщика и каковы особенности применения данного способа закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика

Случаи, при которых заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Отметим наиболее распространенные из них, которые могут возникнуть в деятельности образовательных учреждений:

1) закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1);

2) закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.

Указанные ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (пп. 4);

3) закупка товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб. (пп. 5);

4) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (пп. 8);

5) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пп. 29);

6) закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (пп. 9);

С учетом обозначенных разъяснений закупка хозяйственных товаров на сумму, не превышающую 100 000 руб., через подотчетных лиц осуществляется без проведения торгов, то есть путем закупки у единственного поставщика на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Могут ли государственные образовательные учреждения, осуществляющие закупки у единственного поставщика на основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ на сумму до 400 000 руб., одновременно применять пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при совершении у единственного поставщика другой закупки на сумму до 100 000 руб.?

На основании пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 400 000 руб. могут только определенные виды государственных муниципальных учреждений, в том числе образовательные учреждения, при условии, что годовой объем таких закупок у этих учреждений не должен превышать 50% их совокупного годового объема закупок и составлять не более 20 млн. руб.

В то же время любые учреждения, в том числе учреждения образования, могут осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму до 100 000 руб. на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при условии, что годовой объем таких закупок не превышает 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок и не более 50 млн. руб.

Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения вправе совершать закупки у единственного поставщика как на основании пп. 5, так и на основании пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом ограничений, установленных указанными подпунктами (письма Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N Д28и-1363, от 29.01.2015 N ОГ-Д28-1629, от 31.12.2014 N Д28и-2896, от 22.07.2014 N Д28И-1377).

Необходимо провести срочные работы по капитальному ремонту здания. Может ли учреждение заключить контракт на выполнение таких работ с единственным подрядчиком на основании пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие обстоятельств непреодолимой силы)?

Как было указано выше, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно).

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком на основании указанного подпункта, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13).

Рассматривая различные споры о правомерности заключения договоров с единственным поставщиком в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, суды обращают внимание на следующее: если у заказчика существует возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то это является основанием для признания контракта, заключенного с единственным исполнителем, недействительным (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.12.2014 N Д28и-2780).

Таким образом, если необходимость проведения срочных ремонтных работ возникла в связи с какой-либо аварией, иной чрезвычайной ситуацией, что подтверждает документ, выданный органами МЧС либо иными государственными (муниципальными) органами, то заключение договора с единственным поставщиком правомерно.

Если же заказчик знал заранее, что здание находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта, неудовлетворительное состояние здания не является следствием обстоятельств непреодолимой силы. Следовательно, в такой ситуации заказчик не имеет права заключать договор с единственным подрядчиком. Выбор подрядчика должен быть осуществлен с применением конкурентных способов (решения Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2015 N А33-21425/2014, Воронежской области от 12.11.2014 N А14-10136/2014).

Особенности заключения контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся

В отдельных случаях конкурентные способы определения поставщиков (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок) могут быть признаны несостоявшимися. Например, когда подана только одна заявка на участие в таком конкурсе (аукционе, запросе котировок), соответствующая требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в документации о закупке (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ).

В этих случаях заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. Причем это уже является не правом заказчика, а его обязанностью.

Особенности процедуры закупки по итогам конкурса (аукциона, иной конкурентной закупки), признанного несостоявшимся, определены в пп. 25 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Данным подпунктом, в частности, предусмотрено, что в отличие от общей процедуры закупки у единственного поставщика в указанных случаях заказчику необходимо согласовать заключение контракта с органом власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок:

а) не более чем 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ, – с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;

б) установленный ст. 70 и п. 13 ст. 78 Федерального закона N 44-ФЗ – в случаях, предусмотренных соответственно п. 1-3.1 ст. 71, п. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ.

– ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

– размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Обоснование закупки у единственного поставщика


В соответствии с п. 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (п. 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

Предусмотренные выше требования Федерального закона N 44-ФЗ об обосновании закупки распространяются на отдельные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, закрепленные в пп. 3, 6, 9-14, 17, 18, 22, 23, 27, 30-32, 34, 35, 37-41, 43 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Стоит отметить, что при наиболее распространенных случаях осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупки до 100 000 руб. и закупки до 400 000 руб.), заказчик не обязан обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и иные существенные условия контракта.

Подводя итог, отметим, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). То есть при таком способе закупка осуществляется без проведения торгов.

Данный способ закупки является наиболее простым и быстрым, но его использование связано с высоким риском различных злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (например риск сговора с поставщиком). Именно поэтому случаи использования такого способа закупки четко регламентированы Федеральным законом N 44-ФЗ. Их закрытый перечень приведен в п. 1 ст. 93 данного закона.

*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

эксперт журнала «Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Дорогие друзья, ждем Ваши вопросы и комментарии! Вы спрашиваете — мы отвечаем!

Последние новости, аналитика

Особенности установления инвалидности лицам с психическими расстройствами на основании количественной системы оценки степени выраженности нарушений функций организма человека

Введение. В структуре инвалидности по классам болезней среди взрослого и детского населения Омской области психические расстройства и расстройства поведения в [. ]

Анализ первичной, повторной инвалидности и потребность в технических средствах реабилитации при злокачественных новообразованиях

Ключевые слова. Злокачественные новообразования, группа инвалидности, локализация, технические средства реабилитации.

Аннотация. Статья посвящена инвалидности и техническим средствам реабилитации у пациентов [. ]

Актуальные вопросы реабилитации инвалидов с утратой конечности. Значение протезирования и альтернативных способов восстановления мобильности

За оказанием протезно-ортопедической помощи обращается лишь часть инвалидов после ампутации конечности. Вместе с тем все инвалиды с утратой конечности нуждаются [. ]

Вопросы организации эндопротезирования крупных суставов

При заболеваниях и травмах крупных суставов, в основном тазобедренного и коленного, сопровождающихся болевым синдромом и контрактурой, возникает выраженное ограничение жизнедеятельности [. ]

Зарубежные подходы к измерению качества жизни

Качество жизни является комплексной социально-экономической категорией, отражающей материальные, социальные и духовные отношения в обществе, предпосылкой и результатом государственного управления, основным [. ]

/ Отчет об обосновании закупки у ед.поставщика

к Контракту от «___» _______________ 2014 № __________

об обосновании закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

1. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ:

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ):

Способ определения поставщика

Осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Случай осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ

Обоснование использования способа определения поставщика

Право заказчика на выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрено частями 1, 5 статьи 24 Закона 44-ФЗ.

Возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей прямо предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Нецелесообразность использования конкурентных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) вызвана следующими причинами:

сумма закупки составляет 15 000 рублей 00 копеек, что не превышает предельное значение 100 тыс. рублей, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

сумма закупки входит в совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществлять на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

на обучение направляется небольшое число слушателей – сотрудников заказчика (1 чел.) и цена контракта незначительна, в связи с чем, возникает риск отсутствия заинтересованности у потенциальных исполнителей контракта в подаче заявки на участие в закупке и, соответственно, риск отсутствия заявок;

длительность сроков проведения конкурентных способов закупки (от 2 недель до 2 месяцев), что затянет сроки получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок;

высокий риск привлечения к образовательному процессу неквалифицированного исполнителя в случае проведения запроса котировок или электронного аукциона, предусматривающих выбор победителя только по ценовому критерию.

3. ОБОСНОВАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА:

Существенное условие контракта

Предмет контракта и его краткое описание

Оказание платных образовательных услуг по программе повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».

Продолжительность обучения: 144 академических часов.

Форма обучения: очная.

Данные услуги необходимы для повышения профессионального уровня, совершенствования профессиональной компетенции и получения новой компетенции, необходимой сотрудникам заказчика для профессиональной деятельности в сфере закупок в соответствии с требованиями статей 9, 38 и 39 Закона № 44-ФЗ.