Тренды года на рынке транспортных услуг. Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития

В структуру общего рынка грузоперевозок по России традиционно включены грузоперевозки по всем видам транспорта: железнодорожные, трубопровод, автомобильный, морской, внутренний водный и воздушный транспорт.

Для анализа общей ситуации на рынке грузоперевозок исследуются те же показатели общего объема перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемые в млн.тонн, а также показатели общего грузооборота, исчисляемые в млн. тонн-км

Следует обратить внимание, что данные, на основе которых были сформированы изучаемые структуры, были взяты из источников Росстата. Однако, определенно можно сказать, что эти данные искажены вследствие некорректного предоставления информации компаниями-участниками рынка с целью ухода от налогов. Поэтому следует использовать эту информацию для анализа динамической ситуации, на которую искажение данных влияет в меньшей степени и позволяет дать общую картину развития рынка.

По данным ФСГС структура грузооборота России выглядит следующим образом: 48% всего грузооборота осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, 45% с помощью железнодорожного и только 5% с помощью автомобильного.

Однако, рассчитывая объем рынка мы ориентируемся на объем перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемый в млн.тонн. Анализируя динамику развития отрасли в этих показателях, мы видим, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным. Это различие в структурном распределении по видам транспорта (по грузообороту автомобильный транспорт занимает 5%, а по объему грузоперевозок - 68,1%) происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки (млн. тонн-км), тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.

Динамика объемов грузоперевозок по видам транспорта выглядит следующим образом:

Перевозки грузов по виду транспорта (млн. тонн)

Структура российского рынка грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме:

Как уже упоминалось выше, мы действуем на рынке коммерческих перевозок грузов, поэтому, анализируя рынок коммерческих грузоперевозок, мы учитываем только грузоперевозки транспортом общего пользования. Также в структуру коммерческих перевозок грузов Росстат включает также промышленные железнодорожные перевозки, а в этот показатель включены грузы, перевезенные по подъездным путям промышленных и других организаций. Общий объем перевозок этого показателя определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования, поэтому при анализе мы исключаем перевозки железнодорожным промышленным транспортом, учитывая только железнодорожный транспорт общего пользования.

Данные по коммерческим перевозкам грузов в динамике представлены в следующей таблице:

Анализируя динамику коммерческих грузоперевозок при поставках из Европы можно отметить лидирующую роль двух видов грузоперевозок: автомобильные, доля которых занимает более половины всех коммерческих грузоперевозок, и железнодорожные. Также следует обратить внимание на снижение доли автоперевозок в последние 2 года на фоне возросшей доли железнодорожных перевозок.

Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. Основным фактором для роста российского рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.

Общий рост объема коммерческих перевозок груза увеличился в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. По показателям первой половины 2012 года также наблюдается стабилизация и прогнозируется рост коммерческих перевозок на 2,4%, в значительной степени за счет увеличения доли автомобильных коммерческих перевозок

Структура российского рынка коммерческих грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме (за вычетом промышленного железнодорожного транспорта)

На этой диаграмме ясно видно то, что отмечалось ранее - в коммерческих перевозках основные виды транспорта - автомобильный и железнодорожный, на которые приходится более 95% общего коммерческого грузооборота. Поэтому, анализируя в дальнейшем географический фактор рынка транспортных услуг, внимание акцентируется именно на этих видах грузоперевозок. Доля авиатранспорта в объеме коммерческих грузоперевозок очень незначительна (0,03%), поэтому в дальнейшем мы не акцентируем свое внимание на авиаперевозках.

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны


* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Сегмент услуг по транспортировке грузов (без трубопроводного транспорта) включает деятельность специализированных транспортных организаций и предпринимателей (физических лиц), работающих по найму. Росстат включает сюда коммерческие грузовые перевозки, осуществляемые автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом.

Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Основным макроэкономическим индикатором традиционно является ВВП страны, который отражает совокупно все процессы, происходящие в народном хозяйстве. Начиная с III квартала 2011 года ВВП России обнаруживает стабильную тенденцию снижения (Рис. 1). При этом, если до 2014 года происходило только сокращение темпов роста, то во второй половине 2014 и далее ВВП стал снижаться.

Рисунок 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)


Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

На фоне снижения темпов роста экономики в стране снижаются и объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Согласно данным Министерства транспорта РФ, объем грузоперевозок в 2014 году в стране составил 6 776,5 млн. тонн; снижение к 2013 году составило 3,5%. Объем только коммерческих грузоперевозок в 2014 году составил 2 978,6 млн. тонн, что на 3,3% ниже, чем в 2013 году.

В отрасли высока доля аутсорсинга, что связано, по мнению экспертов, с особенностями развития транспортного рынка в стране:

    в общем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, осуществляемые монополистом отрасли – ОАО «РЖД»

    морские, внутренние водные и воздушные грузоперевозки осуществляются специализированными транспортными компаниями

Исключением является отрасль автомобильных грузоперевозок. Многие производственные и торговые компании имеют собственный автомобильный транспорт, что приводит к высокой доле перевозки грузов нетранспортными организациями. По состоянию на 2014 год, более 70% грузоперевозок и около 51% грузооборота выполнялось собственным транспортом коммерческих организаций.

Рисунок 2. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта всех отраслей экономики РФ в 2008-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, МЭР РФ, РБК Исследования рынков), %


В 2014 году сократились объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Рост этого сегмента составил 3%. В структуре грузоперевозок возросла доля железнодорожного транспорта. При этом, доля автомобильного транспорта составляет около 55%. В структуре же грузооборота преобладает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 90,9%, в то время как на долю автомобильного – всего 4,8%.

Рисунок 3. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2013-2014 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 4. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2014-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 5. Структура коммерческих перевозок грузов по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 6. Структура коммерческого грузооборота по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Сегмент грузоперевозок является индикатором потребительской активности в стране. С первой половины 2015 года объем грузоперевозок стабильно снижается, что связано с падением платежеспособности населения и проседанием потребительского рынка.

По мнению экспертов, динамика рынка в ближайшее время будет определяться в значительной степени внешними факторами: снижение цен на сырьевые товары и рост потребительских цен, волатильность финансовых рынков, а также геополитические риски.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 7. Основные факторы риска транспортных услуг (по данным РБК Исследования рынков)

Вероятные последствия для РФ

Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки

Экономическая рецессия

    Отток капитала и снижение потребительской активности, падение объемов производства, уход с рынка малого и среднего бизнеса

    Замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса

    Высокий уровень инфляции

    Ослабление курса национальной валюты

    Неизбежно

    Снижение объемов внутренних и международных перевозок

    Сокращение возможностей финансовой поддержки со стороны государства

    Снижение спроса на коммерческие грузоперевозки

    Уход с рынка игроков с высокой долей кредитных и лизинговых обязательств

Введение взаимных ограничительных мер (санкции)

    Уменьшение инвестиционных возможностей правительства и государственных корпораций

    Удорожание заемных средств

    Сокращение взаимной торговли с ЕС, снижение объемов импорта и экспорта

    Переориентация на новые рынки

    Ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности

    Неизбежно

    Сокращение объемов международных направлениях (европейские рынки) на 65-70%

    Повышение значимости морского транспорта и портов как транспортных узлов (импорт товаров из развивающихся стран)

    Увеличение грузопотока из КНР наземным транспортом

    Ухудшение финансового состояния транспортных и логистических компаний

Снижение объемов многие компании компенсируют путем повышения тарифов. Тем не менее, удорожание перевозок в большинстве случаев не компенсирует рост издержек.

Рисунок 7. Динамика российского рынка транспортных услуг, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % (по данным РБК Исследования рынков)


Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 8. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг (по данным РБК Исследования рынков)


К основным трендам развития рынка транспортно-экспедиторских услуг эксперты относят: продолжение снижения объемов коммерческих перевозок и грузооборота, падение стоимостных и физических показателей международных перевозок, обострение конкуренции.

Рисунок 9. Факторы риска, основные тренды и антикризисные меры на рынке грузовых автоперевозок (по данным РБК Исследования рынков)


Согласно данным Росстата, на 2015 год парк автомобильного транспорта коммерческих грузоперевозчиков составлял более 6 млн. единиц. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», парк автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн составлял порядка 3,73 млн. единиц. Активное обновление автопарка пришлось на 2011 – 2014 гг.

По оценке участников рынка, рентабельность коммерческих грузоперевозок автомобильным транспортом снизилась с 14-17% до 8-10%, экспедиторских компаний – с 6-7% до 1,5-4%.

Рисунок 10. Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (в денежном выражении), % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Наибольший рост объемов в последние годы приходится на сегмент сборных грузов. Участники рынка оценивают объем сегмента в диапазоне 60-90 млрд. руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем может достичь 80-100 млрд. руб. в зависимости от реализации пессимистичного или оптимистичного сценария.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 11. Динамика экспортного и импортного грузопотока России, 2008-2015 гг., % (по данным ФТС РФ, РБК Исследования рынков)


К числу факторов влияния, которые скажутся на развитии отрасли автомобильных грузоперевозок в ближайшее время можно отнести следующие:

    переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (производства нового технологического цикла)

    Формирование глобальных торговых блоков, снижение роди ВТО

    Снижение темпов роста китайской экономики и производства, переориентация производства на менее материалоемкие и высокотехнологичные производства, что приведет к снижению потока импорта в страну

    Низкие темпы роста и потребления в странах, зависящих от сырьевого экспорта

По мнению РБК Исследования рынков, в ближайшие годы спад на рынке автомобильных грузоперевозок прекратится. Так, например, по итогам 2016 года ожидается падение не более, чем на 2%. А в 2017 году ожидается положительная динамика спроса. Тем не менее, в периоде до 2018 года объем автомобильных грузоперевозок не достигнет уровня 2014 года.

Рисунок 12. Прогноз динамики коммерческого грузооборота транспорта всех отраслей экономики, 2012-2018 гг., млрд. т-км, % (по данным РБК Исследования рынков)


Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

519 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 23519 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.

Возник вопрос по содержанию отчёта?

Задайте его! Персональный менеджер свяжется с Вами и поможет решить любую задачу

Найти исследование

Бесплатная аналитика

Обзор рынка логистических услуг в сегменте перевозки сборных грузов Украины. 2016 год (артикул: 26317 25375)

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • 1. с уточнением структуры отчёта
  • 2. по Вашей теме
  • 3. по Вашей теме

    Дата подготовки обзора: сентябрь 2016 год

    Способ оплаты: наличный либо безналичный расчет, предоплата

    Способ получения: электронной почтой либо курьером в электронном или в печатном виде

    Количество страниц: 24, Arial, 1 интервал, 10 кегль

    Графиков и диаграмм: 8

    Таблиц: 10

    1. Общая характеристика рынка сборных грузов в Украине3

    1.1. Анализ тенденций развития рынка в 2014-6 мес. 2016 гг.. (плюс факторы влияния на развитие отрасли)

    1.2. Общие показатели рынка, расчет емкости рынка логистических услуг в 2014-6 мес. 2016 гг.. в денежном выражении (в т.ч. выделение доли рынка сборных грузов в структуре рынка логистических услуг) - оценочно

    2. Основные логистические операторы на рынке сборных грузов в Украине

    2.1. Перечень основных операторов на рынке сборных грузов, краткая характеристика их деятельности, рейтинги по объему площадей помещений для хранения - по наличию информации

    2.2. Степень конкуренции и риски

    3. Цена и ценообразование на рынке сборных грузов в Украине

    3.1. Средние цены по операторам в разрезе видов услуг - путем обзвона

    3.2. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура

    3.3. Цена и ценообразование в сфере использования складской недвижимости. Базовые арендные ставки

    5. Инвестиционная привлекательность отрасли

    5.1. SWOT - анализ рыночного направления

    5.2. Риски и барьеры выхода на рынок

    Описание основных операторов рынка перевозки сборных грузов в Украине

    Описание основных операторов рынка логистических перевозок сборных грузов в Украине

    Основные параметры оценки конкурентной среды исследуемого рынка

    Оценка конкурентной среды на рынке перевозки сборных грузов

    Результаты оценки конкурентной среды на рынке перевозки сборных грузов Украины

    Средняя стоимость услуг складской обработки и хранения в Украине, в 2015 г., грн

    SWOT-анализ рынка перевозки сборных грузов

    Риски и барьеры на рынке логистических услуг Украины

    Перечень графиков, диаграмм и схем:

    Динамика изменения объема производства промышленной продукции в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в 2014 - 1 пол. 2016 гг.

    Динамика изменения объема внешней торговли в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении

    Динамика объема грузоперевозок в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в натуральном выражении, млрд. т/км

    Динамика объема рынка услуг грузоперевозки в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Динамика объема рынка услуг грузоперевозки в сегменте сборных грузов в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Динамика сегмента рынка сборных грузов (согласно объявлениям) в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Прогноз объема перевозок сборных грузов в Украине в 2016 - 2018 гг. в денежном выражении, грн

Другие исследования по теме

Название исследования Цена, руб.
Российский рынок полувагонов: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 16.05.19

75 000
Российский рынок экспресс-доставки грузов и почты: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 18.04.19

75 000
Российский рынок экспресс-доставки грузов: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 31.08.18

75 000
Обзор рынка логистики Украины. 2018 год

Регион: Украина

Дата выхода: 15.04.18

29 900
Обзор рынка международных автогрузоперевозок и тентованных автомобилей Украины. 2017 год

Регион: Украина

Дата выхода: 20.12.17

78 600

Актуальные исследования и бизнес-планы

  • Бизнес-планы по производству газобетона

    1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 1.1. Цели проекта 1.2. Расчетный период проекта 1.3. Стоимость реализации проекта 1.4. Источники финансирования проекта 1.5. Показатели эффективности проекта 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА 3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 3.1. Концепция производства неавтоклавного газобетона 3.2. Характеристика продукции 3.3. работы 3.4. Разрешительная документация для организации производства неавтоклавного газобетона 4. АНАЛИЗ РЫНКА 4.1. Объект исследования 4.2. Технология производства неавтоклавного газобетона 4.3. Объем рынка газобетона 4.4. Тенденции на российском рынке газобетона 4.5. Факторы, влияющие на рынок газобетона 4.6. Государственное регулирование рынка газобетона 4.7. Сырьевая база (Портландцемент без минеральных добавок) Динамика производства по годам Динамика производства по месяцам Объемы производства по федеральным округам Объемы производства по регионам 4.8. Производство стеновых блоков из ячеистого бетона Динамика объемов производства по годам Динамика объемов производства по месяцам Объемы производства по федеральным округам РФ Объемы производства в регионах РФ 4.9. Российские производители газобетона Объемы производства крупнейших российских предприятий Структура производства по крупнейшим российским предприятиям 4.10. Экспорт строительных блоков В натуральном вы…

  • Бизнес-план транспортной компании – 2014г. (с финансовой моделью)
  • Бизнес-план: Строительство тепличного комплекса по выращиванию зелени

    1. Резюме проекта
    2. Описание проекта и компании
    2.1. Общее описание проекта
    2.2. Выпускаемая продукция
    2.3. Сведения о проекте и его участниках
    3. Описание продукции
    3.1. Физическое описание продукции
    3.2. Назначение и область применения
    3.3. Основные характеристики
    3.4. Конкурентоспособность
    4. Маркетинговый план
    4.1. Описание и анализ рынка зелени в МО
    4.1.1. Объем и динамика
    4.1.2. Тенденции на рынке
    4.1.3. Крупнейшие отечественные производители
    4.1.4. Структура рынка: импорт/экспорт, разновидности, структура потребления
    4.1.5. Основные каналы дистрибуции
    4.2. Описание рынка зелени
    4.2.1. Объем и динамика рынка
    4.2.2. Основные игроки на рынке
    4.2.3. Тенденции на рынке
    4.3. Описание рынка зелени
    4.3.1. Объем и динамика рынка
    4.3.2. Структура рынка по цене

    4.4. Определение, описание и анализ потребителей
    4.5. Определение потенциала рынка сбыта
    4.6. Ценообразование
    4.6.1. Существующие модели ценообразования
    4.6.2. Адекватный рынку ценовой диапазон цен на продукцию
    4.7. Стратегия продвижения на рынок
    5. Производственный план
    5.1. Технология выращивания продукции
    5.2. Производственные площади
    5.3. По…

  • Бизнес-план: Бойня с цехом переработки

    1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА 2.1. Описание проекта и предполагаемой продукции/услуг: 2.1.1. Убой КРС (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.1.2. Убой свиней (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.1.3. Убой МРС (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.2. Особенности организации проекта 2.3. Информация об участниках проекта 2.4. Месторасположение проекта 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН 3.1. Обзор рынка говядины, свинины и баранины в Москве, МО, Калужской области 3.2. Основные тенденции на рынке 3.3. Анализ потребителей. Сегментация потребителей. 3.4. Анализ конкурентов 3.5. Ценообразование на рынке 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 4.1. План по персоналу 4.2. План-график работ по проекту 4.3. Источники, формы и условия финансирования 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 5.1. Описание зданий и помещений 5.2. Расчет стоимости строительства 5.3. Описание технологического процесса (по данным заказчика) 5.3.1. Комбинированная линия для забоя КРС, свиней, МРС 5.4. Описание оборудования (по данным заказчика) 5.5. Сырье, материалы и комплектующие 5.6. Прочие технологические вопросы 6. ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА 6.1. Экологический аспект 6.2. Государственное регулирование 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 7.1. Исходные данные и допущения 7.2. Номенклатура и цены 7.3. И…

Сегмент организации перевозки сборных грузов, в силу своей специфики, остается самым непрозрачным в сфере логистических услуг: о нем редко пишут (особенно в сравнении со складской логистикой и 3 PL ), а его представители обычно не склонны раскрывать детальную информацию о своей деятельности.

С помощью отраслевых экспертов мы попытались разобраться в текущем состоянии рынка отправки сборных грузов и оценить его перспективы.

Логистические компании в секторе сборных грузоперевозок предоставляют услуги по доставке относительно небольших по объему отправлений на дальние расстояния, позволяя грузоотправителям избежать лишних транспортных затрат. Они консолидируют на своем терминале отправки разных клиентов до экономически оправданного объема перевозки и организуют доставку до терминала в пункте назначения, где груз расформировывается и доставляется получателям.

Немаловажно, что большая часть отправлений приходится на долю предприятий, а не на посылки частных лиц. Диапазон веса таких отправок может колебаться от 1 кг до 10 т, более легкие грузы попадают в категорию бандеролей и принимаются компаниями, специализирующимися на сборных грузоперевозках, лишь в порядке исключения.

По оценке RBC.research, рынок логистических услуг в России в 2012 году составил 260 миллиардов рублей, то есть 12,7% от общего объема рынка транспортно-логистических услуг. В развитых странах Европы и Америки этот показатель достигает 50% и более. Опираясь на такое сравнение, эксперты уже более десяти лет предсказывают бурный опережающий рост логистического рынка в России, а его все не наблюдается. Маловероятно, что в отсутствие структурных реформ в экономике, этот показатель превысит 15-17% в обозримой перспективе.

Но 260 млрд. – объем всего рынка, а какой процент приходится на сегмент организации перевозки сборных грузов? Strategy Partners Group провела сравнительный анализ данных, используя показатели стран, в которых ведется соответствующая статистика. В частности, рассматривался рынок перевозки сборных грузов США, как вполне сформировавшийся и при этом соизмеримый с Россией с точки зрения дальности доставки.

Термин «сборный груз», использующийся в России, в США распадается на две разные категории, которые всегда рассматриваются отдельно. Это посылки (весом от 1 до 68 кг) и LTL (Less than Truck Load, более тяжелые отправления, консолидируемые с другими отправками для перевозки в одном транспортном средстве). В сегменте доставки посылок, объем которого составляет 44 млрд. долларов США, работают курьерские компании – FedEx, UPS и другие. В сегменте LTL объемом 39 млрд., помимо вышеупомянутых курьерских компаний, также работают автотранспортные компании, такие как YRC, ODFL, ABF, и железнодорожные перевозчики. Крупнейшим игроком в LTL является FedEx с выручкой в 5 млрд. долларов США – 13% от общего объема сегмента. «Эти цифры демонстрируют, как сильно изменился рынок автоперевозок в США за последние 30 лет. В 80-х ни FedEx, ни UPS не присутствовали в этом сегменте, а сейчас у них самые лакомые куски, в то время как LTL-операторы сражаются за оставшихся клиентов», - комментирует Андреас Аппли, консультант компании Cambridge Systematics, мирового лидера в сфере транспортного планирования.

При общем объеме рынка транспортно-логистических услуг США в 1,3 триллиона долларов, доля в нем сегментов посылок и LTL в сумме составляет 7,2%. Со скидкой на неразвитость рынка и высокую долю перевозок грузов собственным автотранспортом, можно ожидать, что в России эта доля существенно меньше. Скорее всего, у нас этот показатель ближе к Польше, где доля сегмента сборных грузов составляет 4,0%. Такой показатель можно считать умеренно оптимистичной оценкой данного сегмента рынка логистических услуг в России. Соответственно, объем сегмента перевозки сборных грузов в России составляет около 70 млрд.руб. Крупнейшая компания сегмента – «ЖелДорЭкспедиция», с долей рынка около 15%. Далее следуют «Деловые Линии» и ПЭК.

«Сегмент перевозки сборных грузов, конечно, будет расти пропорционально росту экономики - выбирайте прогноз, который Вам больше нравится. При этом будет существенно меняться его структура. Вытеснение традиционных «сборщиков» из подсегмента «посылки» курьерскими компаниями – только вопрос времени. В нем уже довольно активны, например, DPD, «Пони Экспресс». Подтянутся и другие - в ходе диверсификации за пределы основного бизнеса», - говорит Александр Ермаков, директор консалтинговой компании Strategy Partners Group.

По оценкам экспертов, сегмент перевозки сборных грузов продолжит инерционный рост, достигнув к 2020 году объема в 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию, при этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций курьерских компаний.

«Наиболее вероятно, что рынок сборных грузов в России в 2014 году останется на уровне 2013 года по отправленному весу и объему. При неблагоприятном влиянии макроэкономических факторов возможно снижение грузооборота по отношению к 2013 году до 3%. В денежном выражении роста также не ожидается, так как, несмотря на рост издержек, вызванный удорожанием горюче-смазочных материалов и ростом тарифов естественных монополий, транспортные компании из-за обострившейся конкурентной борьбы не смогут увеличивать тарифы без потери доли на рынке. Взрывного роста автоперевозок на рынке сборных грузов в ближайшее время не произойдет, особенно на дальних расстояниях, так как железнодорожные перевозки почтово-багажными вагонами обеспечивают более высокую скорость доставки и сохранность груза», - говорит Николай Шадрин, руководитель отдела коммерческой аналитики ГК «ЖелДорЭкспедиция».

Евгений Фирсов, генеральный директор компании «ПЭК», оценил рынок сборных грузоперевозок немного более оптимистично: «На сегодняшний день не существует официальных данных по объемам в грузообороте и рублевом эквиваленте, поэтому любые оценки экспертов – их субъективное видение рынка. По оценкам компании «ПЭК», рынок сборных грузов уже сегодня составляет порядка 80-90 млрд. рублей. Безусловно, сейчас наблюдается замедление развития рынка, но стагнации мы не предвидим. Если мыслить по оптимистичному сценарию, то мы прогнозируем рост рынка от 2 до 6% в год (в сопоставимых ценах). Возможный кризис, который прогнозирует ряд экспертов, не должен серьезно отразиться на нашей отрасли. Взрывного роста рынка мы не ожидаем».

Проблемы с которыми сталкивается заказчик, на рынке логистических услуг весьма разнообразны.
Сегодня китайская экономика бьет все рекорды по темпу роста и экспорту продукции. На данный момент там выпускаются все виды продукции – от продуктов питания, обуви и одежды до электроники и продукции машиностроения. Относительно невысокая стоимость этих товаров при их достаточно высоком качестве определяет к ним неизменный интерес во всем мире. Причем экономика этой страны идет по пути "сегментации" производства, исходя из их "класса", т. е. производители сознательно выстраивают линейку товаров от откровенно "Фэйковых" изделий массового спроса и самой низкой цены, до элитных хорошего качества и достаточно дорогих.

В российском сегменте импорта этой продукции отведено ведущее место. По сведениям таможенных терминалов Дальневосточного региона России, в процентном отношении большая часть всех импортных товаров приходится на китайские товары, причем год от года эта процентная составляющая растет. Чрезвычайно разнообразна и номенклатура товаров, поставляемых в РФ. Весомый вклад в общий объем импорта вносит легкая промышленность, на сегодняшний день это около 60% рынка. Текстиль, обувь, аксессуары, игрушки, мебель, копии известных брендов, товары для дома и т.д. Активно импортируются компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты и прочая техника, без которой современный человек просто не мыслит своего существования. Последние годы в России, благодаря качеству в сочетании с невысокой ценой, большой популярностью пользуются недорогие автомобили, катера и яхты. Китайские станки и спецтехника широко используются российскими производителями. Товары пищевой промышленности можно найти на полках любого продовольственного магазина. И это далеко не полный список товаров, импортируемых Китайской Народной Республикой.

Как показывает практика, многие российские кампании давно уже нашли себе постоянных деловых партнеров, а кто-то только разворачивает свой бизнес и налаживает процесс доставки продукции из КНР . Но всех их объединяют задачи не только по поиску необходимых товаров, но и по оптимизации перевозки и доставки этих товаров в Россию. Низкая цена является одним из важнейших преимуществ товаров, произведенных в этой части Азии, потому факторы стоимости и качества доставки грузов играют, здесь немаловажную роль. Ведь если расходы на доставку окажутся слишком большими, то это существенно поднимет рыночную стоимость товара, подорвет его конкурентоспособность. Да, и чрезмерно долгая перевозка товара, также может негативно отразиться на бизнесе.

Итак, оптимизация грузоперевозок товаров из Китая в России, а также выбор способа доставки, – важнейшая задача, для любого бизнеса. Экономико-географические особенности наших государств, существенные различия в уровне развития их инфраструктур определяют свои правила в сфере грузоперевозок. Присутствует ряд и других факторов, от которых зависит способ и время доставки закупаемого товара из Китая. Важнейшим из них является тип груза.

Здесь, заказчик попадает на рынок логистических услуг, где его могут подстерегать различные трудности. Давайте рассмотрим основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются на этом пути:
- Надежность компании перевозчика: это пожалуй, первая и самая трудная проблема! Выбирая логистическую фирму, обратите внимание есть ли у нее программы страхования грузов? Сколько лет она на рынке? Кто ее партнеры на китайской стороне? (Здесь, важным будет и наличие собственных складов консолидации на территории страны)
- Таможенное оформление: любой товар на границе проходит процедуру растаможки, и именно от опыта вашего менеджера-логиста будет зависеть время, потраченное на этом этапе доставки и величина тарифов, пошлин при декларировании. (Следует заметить, что на ряд товарных групп могут быть наложены ограничения например на упаковку, комплектность, и очень важно, чтобы ваш логист вас об этом предупредил до того как машина встанет на таможне).
- Возможные проблемы с поставщиком, или промежуточной компанией, которая доставляет ваш груз с фабрики до распределительного центра. (Тут, важно убедиться, что ваш менеджер владеет иностранными языками, это легко проверить заглянув в перечень услуг выбранной вами компании, есть ли там сервис- Торговое Агентирование. Сразу заказывать эту услуги, Вы возможно и не станете, но она является гарантией, что в случае непредвиденных осложнений перевозчик сможет вам помочь).

Статью подготовила: проф. Сербул М. Н.